Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
Реформы XVII-XVIII вв. затрагивали все сферы общественной жизни. Их характер был радикален, а методы проведения насильственны, поэтому о них сложилось двойственное мнение: с одной стороны, они были чужды и несвойственны для России и русского национального духа, в них виделась угроза самобытности культуры; с др. стороны, они носили прогрессивный характер и выводили страну на мировой уровень культуры. В результате административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Экономические реформы способствовали развитию новых производственных сфер. В период реформ Петра I искусство, наука, образование достигают своего расцвета, сохраняется преемственность с предшествующими этапами культурного развития. Однако реформы затронули преимущественно дворянство, так и не став органической частью жизни русского народа. Восточная замкнутость, метафизический склад мышления, вера в успешный исход, основанная на верности обычаям и традициям, не способствовали глубокому вторжению иных культур в народное русское мировоззрение и бытовой уклад. Все новое встречалось русским человеком с недоверием и ненавистью, если внедрение проводилось насильственно. Особое сопротивление реформам оказала церковь, поэтому в 1721 г. патриаршество было отменено, а церковь лишилась возможности самостоятельно определять культурную и духовную жизнь общества. Культура обретала все более светский характер. Вновь создаваемые школы ставят перед собой задачи образования и воспитания в западно-европейском духе. Для дворян образование становится обязательным. Просветительская деятельность Петра I не была абсолютной, и создаваемые им учебные заведения не были совершенным новшеством, Еще до петровских реформ, в 1687 г., в Москве была образована Славяно-греко-латинская академия по проекту Симеона Полоцкого. Ее возглавили греческие монахи Иоаниикий и Софроний Лихуда, по навету отстраненные от преподавания. Академия после нескольких лет упадка была в 1701 г. преобразована по указу Петра I и ориентирована на западно-европейскую систему образования. Однако, несмотря на все двусмысленности петровских реформ, следует признать их безусловную прогрессивность и важный вклад в формирование зрелой русской культуры.
-
Содержание
- Предмет, цели, задачи культурологии.
- Понятие, свойства, ценностная природа культуры.
- Структура культуры.
- Основные функции культуры.
- Культурогенез основные подходы и понятия.
- Типология культур.
- Теории культурно-исторических типов (локальных цивилизаций): н. Данилевский, о. Шпенглер, а. Тойнби.
- Эволюционистское направление в культурологии (э. Тайлор, г. Спенсер, л. Уайт и др.).
- Историко-культурологические идеи к. Ясперса. Теория «осевого времени».
- Языки культуры формы, классификация.
- Соотношение понятий культура и цивилизация.
- Культура и религия.
- Культура первобытного общества.
- Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
- Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
- Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
- Даосизм: теория и практика.
- Роль конфуцианства в культуре Китая.
- Особенности миропонимания человека Античности.
- Специфика социокультурного развития древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
- Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
- Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
- Романский стиль и готика в средневековой Европе.
- Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
- Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
- Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
- Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
- Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
- Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
- Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, Крещение Руси как переломный момент её истории).
- Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
- Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
- Отечественные мыслители 19 в. В поисках «русской идеи» (а. Герцен, п. Чаадаев, н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»). Западничество
- 1) Сущность и основные идеи
- Славянофильство
- 1) Сущность и основные идеи
- «Серебряный век» русской культуры.
- Особенности социалистической культуры.
- Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
- «Восток-Запад» проблема диалога.
- Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.