logo
Kulturologia

Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.

Реформы XVII-XVIII вв. затрагивали все сферы общественной жизни. Их характер был радикален, а методы проведения насильственны, поэтому о них сложилось двойственное мнение: с одной стороны, они были чужды и несвойственны для России и русского национального духа, в них виделась угроза самобытности культуры; с др. стороны, они носили прогрессивный характер и выводили страну на мировой уровень культуры. В результате административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Экономические реформы способствовали развитию новых производственных сфер. В период реформ Петра I искусство, наука, образование достигают своего расцвета, сохраняется преемственность с предшествующими этапами культурного развития. Однако реформы затронули преимущественно дворянство, так и не став органической частью жизни русского народа. Восточная замкнутость, метафизический склад мышления, вера в успешный исход, основанная на верности обычаям и традициям, не способствовали глубокому вторжению иных культур в народное русское мировоззрение и бытовой уклад. Все новое встречалось русским человеком с недоверием и ненавистью, если внедрение проводилось насильственно. Особое сопротивление реформам оказала церковь, поэтому в 1721 г. патриаршество было отменено, а церковь лишилась возможности самостоятельно определять культурную и духовную жизнь общества. Культура обретала все более светский характер. Вновь создаваемые школы ставят перед собой задачи образования и воспитания в западно-европейском духе. Для дворян образование становится обязательным. Просветительская деятельность Петра I не была абсолютной, и создаваемые им учебные заведения не были совершенным новшеством, Еще до петровских реформ, в 1687 г., в Москве была образована Славяно-греко-латинская академия по проекту Симеона Полоцкого. Ее возглавили греческие монахи Иоаниикий и Софроний Лихуда, по навету отстраненные от преподавания. Академия после нескольких лет упадка была в 1701 г. преобразована по указу Петра I и ориентирована на западно-европейскую систему образования. Однако, несмотря на все двусмысленности петровских реформ, следует признать их безусловную прогрессивность и важный вклад в формирование зрелой русской культуры.