Роль конфуцианства в культуре Китая.
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов конфуцианского государства.
Призывы этих "честных чиновников" ( они так официально именуются в китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом. Во-первых, своими обличиями иеучастием в народных восстаниях они как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти "честных чиновников", особенно если они становились жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.
Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все личные желания каждого честолюбивого китайца концентрировалось на этом: в многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия всегда так или иначе была связана с темой бедного студента, который благодаря терпению, труду, стараниям и способностям преодолел все препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказался на вершине почета, славы и богатства. При этом речь шла не просто о грамотности, образованности и причастности к власти. Мудрость шэньши опиралась в конечном счете на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме считались сокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим истинам даже внешне, по формальным признакам, резко отличался от простого народа.
- Предмет, цели, задачи культурологии.
- Понятие, свойства, ценностная природа культуры.
- Структура культуры.
- Основные функции культуры.
- Культурогенез основные подходы и понятия.
- Типология культур.
- Теории культурно-исторических типов (локальных цивилизаций): н. Данилевский, о. Шпенглер, а. Тойнби.
- Эволюционистское направление в культурологии (э. Тайлор, г. Спенсер, л. Уайт и др.).
- Историко-культурологические идеи к. Ясперса. Теория «осевого времени».
- Языки культуры формы, классификация.
- Соотношение понятий культура и цивилизация.
- Культура и религия.
- Культура первобытного общества.
- Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
- Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
- Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
- Даосизм: теория и практика.
- Роль конфуцианства в культуре Китая.
- Особенности миропонимания человека Античности.
- Специфика социокультурного развития древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
- Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
- Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
- Романский стиль и готика в средневековой Европе.
- Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
- Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
- Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
- Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
- Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
- Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
- Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, Крещение Руси как переломный момент её истории).
- Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
- Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
- Отечественные мыслители 19 в. В поисках «русской идеи» (а. Герцен, п. Чаадаев, н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»). Западничество
- 1) Сущность и основные идеи
- Славянофильство
- 1) Сущность и основные идеи
- «Серебряный век» русской культуры.
- Особенности социалистической культуры.
- Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
- «Восток-Запад» проблема диалога.
- Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.