logo search
история искусств

36. Охарактеризуйте искусство Западной Европы рубежа XIX-xXвв. Расскажите о модерне и символизме в живописи и графике. Опишите творчество Обри Бёрдсли, Пьера Пюви де Шаванна, Густава Климта

Конец 19в в европейских странах и США – время стремительного технического прогресса. Именно тогда в кругу Фр.поэтов родилось новое худ.течение – символизм (знак, символ). Введенное искусство в широкие мечты и фантазии ведений грез. Искусство утверждали символ. Это идеи обличения в форму символов. Под влиянием эстетики символ на рубеже 19-20-х вв сформулировал стиль модерн.

Обри Бёрдсли (1872-1898). Творчество английского графика оказало влияние практически на все явления стиля модерн от живописи до фасонов костюмов. Он оставил обширное графическое наследие. Обаяние эпохи ренессанса нельзя не почувствовать в первой работе худ.к иллюстрации к книге Смертть Артура. Большая часть изображения построена на контрасте темного фона и светлых фигур прорисованного изящными линиями. Иные грани творческого облика Бердсли раскрывается в иллюстрации Саломея. Рисунок выполнен на светлом фоне завораживает игрой линий и силуэтов.

В 1896 худ.обратился к эпохе Похищения Локона для книг серии библии.

Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898). Настоящая известность пришла к худ.после создания 2-х композиций Надежда. Выдающимся произведением стал цикл монументального панно Жизнь св.Женевьеру для пансиона в Париже. Огромные холсты представляли собой последний рассказ о жизни святой.

Для живописца с подобными худ.вкусами стало естественно обращение к античности. Это воззрение отражается в панно на античные сюжеты выполненные для дворца искусств в Лионе.

По мимо отдельных аллегорических изображений цикл включает в себя 3 крупных полотен: священная роща, видение античности, христианское вдохновение. Панно священная роща наиболее полно воплощает символическое представление об античности.

Густава Климта (1862-1918). Он оказался одним из тех незаурядных мастеров, которые прокладывали новые пути в искусстве и были способны повести за собой других. Первые работы созданные в совершенно новом для него стиле относятся к 1895, прежде всего это композиция Любовь. В похожем стиле выполнена и картина Музыка.

Став лидером венского сецессиона Климт превратился в одного из самых смелых эксперементателей. Стиль худ.этого периода прекрасно продемонстрирован в полотне Юдив.

В 1902 он выполнил грандиозный цикл панно Бетховенский Фриз. Позднее творчество отличает еще большая напряженность доходящая до подлинного трагизма. В полотне Смерти и жизнь аллегория смерти и жизни расположена на строгом темно-коричневом фоне. Творчеству присущи все характерные признаки модерна: тяготение к символизму и сложности аллегории образом стремление к сложным декорациям, эффект постоянного желания эксперементировать.