Коронационный сакраментарий Карла Лысого
«Классицизирующая» орнаментика Метца распространяется не только в миниатюре, но также в мелкой пластике. Оклады священных книг, исполненные из слоновой кости, продолжают раннехристианские традиции орнаментики и сюжетного повествования (оклад с изображением Распятия из музея Виктории и Альберта, конец IX в.). Изделия из слоновой кости, поддерживающие подобную стилистику, оказали заметное влияние на миниатюру позднейшего времени скрипториев Придворной школы Карла Лысого. Эта придворная школа может быть связана с аббатством Св. Дионисия (Сен-Дени), значение которого возрастает во второй половине IX в.: по приказу императора тексты, приписываемые Дионисию Ареопагиту были переведены на латинский язык (855–858 гг.). Интерес к греческому богословию при дворе является наглядным продолжением культурной политики Шарлеманя (Карла Великого), основанной на подражании традициям имперского искусства и интересе к классической литературе древности [Beckwith 1996: 66–71].
Коронационный сакраментарий второй половины IX в. (Париж, Национальная библиотека, Lat. 1141) был пожертвован в сокровищницу собора в Метце, где Карл Лысый был коронован как король Лотарингии. Императорская коронация этого монарха также имела место и проходила в соответствии с византийской традицией. Священный характер воспринятой власти подчеркивается миниатюрой сакраментария с изображением одного из представителей каролингского дома, вероятно, Шарлеманя, в окружении верховных иерархов церкви. Византизирующий характер общей стилистики миниатюр сакраментария проявляется не только в посвятительной миниатюре, но также в изображении традиционного Распятия, открывающего Евхаристической канон. Композиция трактована в соответствии с раннехристианской традицией резных диптихов и показывает стилистическое сходство с «антикизирующими» произведениями мелкой пластики из Метца. Сплошное заполнение поля под ветвями креста акантовым орнаментом связывает образ Креста с райским Древом Жизни.
- Материалы и шрифт рукописной книги
- Ранневизантийские манускрипты VI в.
- Миниатюры Венского Диоскорида
- Миниатюры свитка Иисуса Навина
- Миниатюры Евангелия Раввулы
- Древние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия
- Общие выводы
- Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья
- Образ Источника Жизни в миниатюре
- Крест и хризма
- Символические изображения ранних Сакраментариев
- Гелазианский сакраментарий
- Сакраментарий архиепископа Дрого
- Коронационный сакраментарий Карла Лысого
- Сакраментарий Генриха II
- «Распятие» Евангелия аббатисы Уты
- Ковровые страницы ирландских рукописей
- Фигуративные изображения ирландских Евангелий
- Испанская миниатюра х века
- Библия Ла Кавы iх в.
- Леонская Библия 960 г.
- Моралия на книгу Иова 945 г.
- Орнаментальная космогония в Испанских Апокалипсисах
- Общие выводы
- Средневековый «классицизм»
- Репрезентативные композиции
- Иллюминированные Псалтири
- Классицистические черты в романском и раннеготическом искусстве миниатюры
- Миниатюры бестиариев
- Общие выводы
- Готическая миниатюра
- Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)
- Часословы
- Средневековые тенденции в живописи раннего Возрождения в Италии
- Некоторые цитаты из «Альбома»
- «Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения
- Общие выводы
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
- Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»
- Графика Боттичелли
- Графическое наследие Леонардо да Винчи
- Биографическая справка
- Графика Альбрехта Дюрера
- Книжная графика в Нюрнберге во второй половине XV в.
- Учебное путешествие Дюрера и его первые ксилографии
- Итальянские впечатления Дюрера и гравюры конца 90-х гг.
- «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
- Трактат Альбрехта Дюрера о живописи
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- Ранние работы в области книжной иллюстрации
- Алфавиты Ганса Гольбейна
- Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна
- Гольбейн – декоратор
- Ганс Гольбейн как портретист
- Заключение