logo search
ПрХрам

Алтарь что представляет?

Алтарь представляет собою святая святых, который учители Церкви так и называют. В него могут входить только одни духовные лица (так как и во святая святых имел вход один только архиерей). В первенствующей Церкви и священники входили в него не во всякое время царскими вратами, и притом не просто, но со славою, или для возношения каждения фимиамом в определенное время, как и ныне бывает на великих вечернях вход с кадилом; или для внесения Св. Евангелия, когда его надобно было читать; это ныне называется вход с Евангелием.

Сверх сего, означает алтарь и самое выспренное небо, где Бог обитает в неприступной славе царствия Своего; поелику и святая святых были подобием неба; о чем упоминает св. Павел в послании к Евреям (Евр. 8. 5, 9.24), и Иосиф Флавий об этом так говорит: "Третья часть (скинии), неприступная самим священникам, означала небо, Богу посвященное"*.

________________

* Иос. Флав., Древн. Иуд., кн.3, гл.6, ч.4.

Церковь самая, или настоящая, что означает?

Церковь есть символ первой завесы, за которую священники входили для совершения службы (Евр. 9.6). Эта часть ветхозаветного храма представляла видимый мир*, а именно: багряный цвет завес означал море, червленый - огонь, синева - воздух, виссон - землю, семисвещный светильник - семь планет небесных, двенадцать хлебов предложения - двенадцать знаков зодиака и прочее. И в новозаветной Церкви этой части ее учители Церкви усвоили то же значение.

________________

* Иос. Флав., Древн. Иуд., кн.3, гл.7, ч.7. "Моисей скинию разделив на три части, и две из оных определив для священников, как такое место, по которому всем дозволено ходить, означает чрез оные землю и море (поелику всем путь отверст чрез сии стихии); через двенадцать полагаемых на трапезе хлебов, представляет число находящихся в году месяцев; через светильник, разделяющийся на семьдесят частей, показывает толикое же число знаков, планетами обтекаемых; а чрез семь имеющихся на нем светил представляет течение семи планет. Вытканные из четырех цветов завесы образуют свойства стихий: виссон означает землю, багряница же - море, синета представляет воздух, а червлень - огонь знаменует".