logo
ПрХрам

Систематические трактаты по символике

Производный характер символики еще отчетлевее проступает в символических толкованиях, вышедших из-под пера профессиональных богословов.

К этому разряду относятся произведения нескольких типов. Одну группу образуют толкования Библии и библейских описаний Иерусалимского храма. Примером может служить "Книга о храме Соломона" англичанина Беды Достопочтенного (637-735). Она наполнена богословско-арифметическими выкладками вроде следующих:

"Правильно упоминается, что обе колонны имели 18 локтей высоты. Ведь трижды шесть составляет восемнадцать. Три относится к вере, знаменуя Святую Троицу, а шесть - к делам, ибо во столько дней был создан мир. Это яснее ясного".

Далее сходным образом развивается, что высота капителей в 5 локтей соответствует 5 книгам Моисеева "Пятикнижия" и т.д. Другую группу образуют позднейшие сочинения типа энциклопедий - например, "Сокровище души" Гонория Отенского (по-латыни - Augustoduns). Здесь даны символические толкования окон (гл.130), колонн (гл.131), полов, крипт (гл.134), колоколов, башен и колоколен (гл.142-144), северной и южной стороны храма (гл.145), монастырского двора (гл.148) и т.д. По мнению автора, церкви в виде креста показывают, что "люди церкви должны быть пригвождены ко кресту мира", тогда как круглые показывают, что "церковь по всему кругу мира строится любовью, как круглый венец вечности" (гл.147).

В XIII веке подобные толкования отливаются в новую форму: трактатов о символике культа. Таков "Rationale divinorum officiprum" Гильома Дюрана (Вильгельма Дурандуса), написанный в 1286-1295 годах. Цель его - дать ratio (объяснение или обоснование) обрядовых действий (divina officia). Отсюда, на первый взгляд, странное название трактата. Такова же цель одноименного трактата Иоанна Белета (Belethus, ум. в 1190 г.). Таков же, наконец, и более ранний (кон. XII - 1-я чет. XIII в.) трактат Пьера де Руасси, каноника (chancellier) Шартрской церкви. По толкованию последнего, стеклянные окна, например, означают Священное Писание - они шире внутри и уже снаружи, потому что внутренний смысл шире и глубже внешнего, и мы должны по возможности ограничивать деятельность внешних чувств, источника "смерти и суеты"; наконец, окна бывают прямые внизу и закругленные вверху - указание на то, что прелаты должны быть "выравнены" добродетелями и вечно служить Богу.

Приведенные примеры показывают, с одной стороны, цену подобных толкований, с другой свидетельствуют о стремлении ученых клириков превратить самые архитектурные формы в своего рода "поучительную книгу", в средство "назидания верующих", вложить в архитектуру назидательный смысл. При всей ограниченности их влияния на строительную практику названные трактаты оказываются в отдельных случаях полезными для историка архитектуры, позволяя судить о бытовании тех или иных форм и деталей (например, довольно подробные толкования флюгеров с петухами или, как в приведенном примере, формы окон).