logo search
махо

Эгейское искусство. Троя. Крит. Тиринф. Микены. Искусство Греции. Гомеровская Греция. Архаика.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: «Искусство», 1974, 550с.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: «Искусство», 1975.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд. МГУ, 1982.

Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М.: Наука, 1972.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура от истоков до 17 в. В лекциях, беседах , рассказах. М.: «Новая школа», 1996.

Крито-микенское (эгейское) искусство развивалось во II тыс. до н.э.

Со второй половины XVIIIвека до н.э. племена, населяющие Крит, объединяются под властью одного правителя. Центром государства становится Кносс. Кносский дворец был раскопан в начале XX века А. Эвансом. Он имеет размеры 120120м., сложный, несимметричный план. Возможно, память о нем сохранилась в греческих легендах как о лабиринте, построенном Дедалом для Миноса. Сохранились предания о Минатавре – полубыке, обитавшем в лабиринте. Отличительной особенностью дворца являются красно-коричневые колонны, расширяющиеся кверху. Стены дворца расписаны фресками («Игры с быком», «Парижанка»).

Памятников монументальной скульптуры не обнаружено. Найдены небольшие фигурки богини природы. Художественные изделия из золота, серебра, бронзы и расписанная керамика (Ваза с осьминогом из Палекастро, 1500г. до н.э.) найдены в Египте, странах Востока и городах Пелопоннеса.

С угасанием в XIVв. до н.э. цивилизации Крита, центрами эгейской культуры становятся Микены, Тиринф и Пилосс. Ахейцы создавали укрепленные города, впоследствии названные акрополями. Акрополь Микен обнесен стенами толщиной 6-10м, длинной 900м. Стены Тиринфа имели толщину 17.5 м.

Фрески Микен изображали сцены охоты и сражений. Сохранилось множество изделий из цветных металлов, выполненных древними мастерами, например, Маска Агамемнона (золото, XVIв. до н.э.).

Искусство Древней Греции.

Греческое искусство делится на периоды:

  1. Искусство гомеровского периода (XI-VIIвв. до н.э.)

  2. Архаика (VII-VIвв. до н.э.)

  3. Классика: ранняя – 1 пол. Vвв. до н.э.;

высокая 450-430гг.. до н.э.;

поздняя кон. V-IVвв. до н.э

  1. Эллинизм.

Гомеровский период. Основными источниками сведений об этом периоде являются «Илиада» и «Одиссея». В это время постепенно складывается классовое общество, формируется мифология.

В искусстве изготовления и росписи керамики продолжают развиваться крито-микенские навыки. Складывается геометрический стиль росписи, в котором используется геометрический орнамент (афинские вазы VIIIв. до н.э.). Позднее в свободных квадратах орнамента появляются стилизованные фигурки людей, растения. Здесь часто встречается солнечный знак – свастика («Дапилонская амфора»).

Первые «жилища богов» строятся на каменном фундаменте из дерева и сырцовых кирпичей.

Архаика.

Это период сложения рабовладельческой демократии. Формируются города-государства – полисы. Основным строительным материалом становится камень. Появляется дорический ордер (храм Аполлона, 540г. до н.э.).

Развитие гимнастического воспитания, Олимпийские игры, сама жизнь формирует в сознании греков идеал красоты. Это нашло отражение в статуях обнаженных юношей, которые могли изображать и богов, и людей. Их называли куросами (в переводе означает «юноша»). Скульптуры оставляют ощущение покоя, монументальности. Уголки губ на лицах чуть приподняты, что создает так называемую «архаическую улыбку». Изображение волос декоративно. Руки прижаты к телу. Это обусловлено технологией изготовления скульптуры из единой, ограниченной по размерам каменной глыбы (курос с мыса Сунлон, мрамор, 600г. до н.э.; курос из Тенеи, мрамор, 560г. до н.э.; курос из Аттики, мрамор, 600г. до н.э.). Мастер придавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил рисунок будущей фигуры. Во второй половине VIв. до н.э. на острове Самос, а затем и в других городах Эллады появляются первые бронзовые скульптуры. Женские изображения – коры.

Афины становятся центром культуры.

В вазописи орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетным изображениям. Складываются стили вазописи: 1. Ковровый; 2. Чернофигурный; 3. Краснофигурный. В краснофигурных вазах мифологические сюжеты уступают место жанровым сценам. До нас дошли имена некоторых мастеров вазописи: Евфроний, Евфимид. Расцвет искусства вазописи приходится на VII-VIвв. до н.э.

Основные термины искусства:

Архитектоника – соразмерность художественных произведений.

Кариатида – женская статуя, поддерживающая перекрытие.

Кейсоны – квадратные углубления на потолках, сводах, куполах.

Орхестра – сцена в древнегреческом театре.

Театрон – места для зрителей в театре.

Наос – центральная часть древнегреческого храма, где находилась статуя божества.

Пальметта – скульптурно-декоративный орнамент в виде стилизованного листа.

Аканф – стилизованное растение.

ЛЕКЦИЯ