logo
махо

Архитектура XIX в. Классицизм, ампир, эклектика.

Ампир. Архитектура Франции времен Наполеона (начало XIX в.) соотносится со стилем империи – ампиром. Архитектура должна прославлять и возвеличивать политику Наполеона, поэтому происходит обращение к аналогам архитектуры древнеримской империи. Большинство сооружений в это время – триумфальные памятники (Арка Звезды на Елисейских полях, архитектор Ж.-Ф. Шальгрен; Вандомская колонна как подражание колонне Траяна в Риме, архитекторы Ж. Лепер и Ж. Жандэн). Другими ведущими архитекторами ампира были Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Стиль классицизма в интерьерах во многом схож с рококо. В оформлении небольших помещений используется панно, зеркала, мелкий масштаб декора.

В орнаменте отмечен стиль Директории – переходный от стиля классицизма к ампиру. В стиле Людовика XVI (классицизм) используются два основных мотива:

Следует отметить преимущественное использование военной атрибутики римского происхождения (доспехи, щиты, мечи). Декор перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства. Стиль ампир вносит мотивы из помпейских росписей и отчасти египетского искусства. Элементы пасторальности исчезают. Этот стиль связан с триумфальными, героическими мотивами (гирлянды и венки, императорские орлы, военные римские доспехи, геометрический античный орнамент – меандр, фигуры в античных одеждах, вазы, пальметты, лира, рог изобилия). Из Египта заимствованы сфинксы, лилии, обелиски. В стилях классицизма и ампира используется ограниченная черно-белая палитра, которая умеренно оживлена хроматическими цветами. В ампире используется пурпур, малиновый, желтый, зеленый, синий цвета. В мебели отдается предпочтение красному дереву с бронзовыми позолоченными деталями.

Архитектура XIX в.

Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала применяться сталь, позже – железобетон. В течении длительного времени эти материалы рассматривались как вспомогательные, скрывались под каменными оболочками, под облицовкой или же приобретали старые, архаичные, не свойственные им декоративные формы.

В архитектуре XIX в. можно обнаружить два варианта подражания стилям. Первый заключается в более или менее удачном воспроизведении снаружи и внутри здания композиционно-декоративных форм какого-либо одного стиля. Этот подход называют ретроспективизмом (1830-1860) или историзмом. Второй вариант сводится к употреблению в декоративном убранстве одного здания мотивов различных стилей, иногда смешиваемых друг с другом. Этот конгломерат стилей обычно называется эклектикой (1860-1900).

Видную роль в разработке принципиальных положений архитектуры того времени, в расширении представлений о средневековом искусстве играла деятельность архитектора и археолога Виолле ле Дюка (1841-1879). В 1840-1860-х гг. архитектор Чарльз Берри совместно с Огастесом Пьюджином построил в Лондоне на берегу Темзы здание Парламента в стиле английской готики. В 1884-1894-х гг. архитектором Паулем Валло был спроектирован и построен рейхстаг в Берлине. Декор выполнен в смешанных формах западноевропейской архитектуры XVI-XVII вв. В 1861-1875-х гг. архитектор Шарль Гарнье строит в Париже здание Большой оперы (Гранд Опера). Декор фасада формам зрелого барокко.

Смена стилистики внутреннего убранства интерьеров имело определенную последовательность. Раньше других на Западе в 1820-х гг. появился псевдоготический стиль. В 1830-1840-х гг. господствует неогреческий стиль, обычно смешиваемый со стилем помпейских росписей. В 1840-х гг. в интерьер проникает псевдобарокко и рококо. Это увлечение было особенно устойчивым. В 1850-1860 гг. архитекторы осваивают французский классицизм конца XVIII в., стиль Людовика XVI. Затем и в интерьерах и в экстерьерах наблюдается смешение стилей (1860-1900).

В 1829-1831 гг архитектором Фонтэмом строится Орлеанская галерея в Пале-Рояль (Париж). Это праобраз галерей и выставочных залов из стекла и металла. Она была снесена в 1935 г. При этом в 1933 г. в Париже сооружается Оранжерея Ботанического сада (архитектор Руо) из стекла и металла.

Если в период барокко связь между различными формами познания была достаточно крепкой (научные открытия находили свое отражения в искусстве), то в XIX в. пути науки и искусства разошлись. Металлические конструкции, например, стали лишь новыми средствами, дающими возможность возводить псевдомонументальные фасады. Но художественная трактовка их оставалась прежней. Процесс эволюции конструкций с 1780 по 1880 гг. повлиял на возможности архитектуры, тем не менее, в последующие годы. Чугунные колонны были первым элементом новых конструкций. В 1780 г. они заменили деревянные стойки (Английские бумагопрядильные мануфактуры близь Манчестера в Англии, 1783). На протяжении XIX в. чугунная колонна использовалась как основная опора в крытых рыках, библиотеках, теплицах, первых небоскребах в Чикаго. В Англии и Америке в 1840-х гг. колонна использовалась на фасадах. Джон Нэш – королевский архитектор в 1818 г. применил чугунные колонны для оформления репрезентативного интерьера (королевский павильон в Брайтоне, Англия).

В 1848 г. в Нью-Йорке была построена фабрика с опорами междуэтажных перекрытий на железобетонных колоннах (архитектор Джеймс Богарт). Американские универсамы, склады и административные здания строились по этому принципу в 1850-1880 гг. ("«Харпер энд Брайзерс Билдинг"», 1854). Первым каркасным зданием является фабрика шоколада, построенная в 1871-1872 гг. Жюлем Сонье в Нуазье-сюр-Марн недалеко от Парижа.

Как отмечает Е. М. Анджон (З. Гидион. Пространство, время архитектура. М.: Стройиздат, 1984, 456 с., 142 С.) «по меньшей мере три города – Нью-Йорк, Чикаго и Миннеаполис – претендуют на честь быть родиной небоскреба». Чаще других архитекторов называется имя Лероя С. Баффингтонда, который, согласно его заявлению, изобрел небоскреб в 1880 г., черпая вдохновение в «Беседах об архитектуре» Виоле ле Дюка.

В XIX в. появляются новые типы зданий, не имеющие аналогов прошлых веков. Рынок «Мадлен» в Париже (1824) отличается легкостью конструкций с применением чугунных колонн. При этом нет никаких декоративных дополнений. У Хангерфордского рыбного рынка в Лондоне (1835) пролет чугунных конструкций достигает 10 м. Дождевая вода здесь отводилась через полые колонны. В 1855 г. Виктором Бальзаром строится Большой парижский рынок, который являлся частью великой реконструкции Парижа, осуществлявшейся Османом. Универсамы (первоначально «дома товаров») заменили лавки. Магазин «Бон Марше» в Париже часто называют первым в мире универсамом (архитектор Л. А. Буало, инженер Эйфель,1876). Первый этаж здания имеет ленточное остекление, интерьер помещения разделен перегородками, крыша выполнена из стекла. Через 50 лет после того, как Эйфель построил «Бон Марше» с радостной игрой света, проникающего через ажурные конструкции, того же эффекта добился Ле Корбюзье путем взаимопроникновения внутреннего и наружного пространства.

В 1894 г. Отто Вагнер (1841-1918) стал профессором Академии Архитектуры в Вене (Австрия). Он имел большое влияние на молодежь. Он писал: «В новой архитектуре будут преобладать плоские поверхности в виде панелей и будут широко применяться конструктивные материалы в их первоначальном виде». В 1904-1906 гг. проектируя здание Венской почтовой сберегательной кассы, он подчеркивал функцию стены как плоской поверхности. В здании имелся внутренний двор, перекрытый стеклянной крышей. Учениками Вагнера были Иозеф Гоффман, Иозеф Ольбрих.

Промышленные выставки. Национальные парижские выставки 1798-1849 гг. размещались на Марсовом поле, где в 1791 г. была провозглашена свобода труда, гражданам предоставлялась возможность работать в любой области производства по своему выбору. Первая международная выставка прошла в Лондоне в 1851 г. Для ее проведения был построен Хрустальный дворец архитектором Джозефом Пакстоном. Максимальная длинна листового стекла, используемого в строительстве, была 1.25 м. Здесь применена система малых сборных элементов заводского изготовления (деревянные рамы для стекол и железные решетчатые балки, чугунные опорные стойки). Ширина пролета 22 м. – меньше, чем у многих средневековых сооружений. В 1855 г. проходит Первая Универсальная выставка в Париже. Дворец индустрии имеет пролет 48 м., к нему примыкает Галерея машин, протяженностью 1200 м. парижская выставка 1889 г. знаменует кульминацию и завершение длительного процесса развития. Творчество Эйфеля достигло зенита. Экспозиция была развернута вокруг башни Эйфеля, возведенной всего за 7 месяцев. Галерея машин была оборудована устройством в виде мостового крана. Каркас Галереи машин состоял из 20 ферм с пролетом 115 м., высотой 45. Длина галереи – 420 м., ограждения – огромные стеклянные стены. Гюстав Эйфель (1832-1923) родом из Бургундии, автор многих металлических конструкций (мост через реку Дуро в Северной Португалии, длина пролета 160 м.; мост через реку Миссисипи в Снт-Луисе; виадук Гарабит, ущелье перекрыто аркой в 165 м).

Новые материалы. Железобетон.

Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст Лесли Ренсе и во Франции Франсуа Хеннебик (зернохранилище в Генуе, силосная башня в Страсбурге, санаторий в Швейцарии). Вилла Хеннебика из железобетона – первое жилое здание из нового материала.

Огюст Перре (1874-1955) – инженер-архитектор. В 1903 г. сооружает в Париже Доходный дом из железобетона. Это первая попытка использовать бетон как средство художественного выражения. Железобетонный каркас при этом обнажен. Перре черпал вдохновение в самом строительном материале. В развитии железобетонных конструкций Перре сыграл ту же роль, что и Лабруст в развитии металлических конструкций.

Тони Гарнье (1869-1948) использовал железобетон как основной строительный материал.

Реконструкция Парижа XIX в.

Осман (1809-1891), призванный Наполеоном III осуществить реконструкцию Парижа, намеревался создать роскошное обрамление тому прекрасному наследию, которое получил Париж от предыдущих эпох, и в то же время сделать его первым городом, отвечающим современным требованиям промышленного века. В 1859 г. к Парижу были присоединены пригороды. Вокруг города предполагалось создать зеленый пояс вдоль линии укреплений – бульвар (от немецких слов «прогулка на валах укрепленного города»). Вместо садовода-пейзажиста, состоявшего в штате, Осман пригласил садовода-инженера Жана Альфана. Его мастерство отражено в Булонском и Венсентском лесу, на Елисейских полях, в парках Монсо, Бют-Шомон и Монсури. Осман был предан «культу оси», но огромные масштабы его работ изменили первоначальное значение оси как части доминирующего здания.

ЛЕКЦИЯ