logo
махо

Искусство Северного Возрождения.

Воронина Т. С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: «Искусство», 1994.

Гершенсон Н. Лукас Кранах. Журнал «Смена», №8, 1999, С. 88-103.

Северные города Европы (по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности как итальянские, они были более зависимы от власти сеньора, короля или императора. В искусстве больше сказывалось средневековое мировоззрение. В нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, архаично, более связано с готикой, менее знакомо с античностью. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие.

Возрождение в Нидерландах.

Нидерландских художников отличает тонкая скрупулезность, любовь к уюту, почти религиозная привязанность к миру вещей. Им дорог мир бюргера, корпоративная сплоченность, верность долгу и слову, чувство собственного достоинства. У нидерландцев нет ощущения титанизма и всемогущества (Рогир ван дер Вейден «Снятие с креста») человеческой личности. Они видят ее ценность в бюргерской добропорядочности

Братья Губерт и Ян ван Эйки первоначально были миниатюристами. Братьям приписывается изобретение масляной живописи. Но этот способ был известен раньше. Они его усовершенствовали. Самое известное произведение – «Гентский алтарь» - двух ярусный складень на 12-ти досках. Здесь проявились характерные черты Возрождения: целостность композиционного решения, знание анатомии, стремление к разумному осмыслению действительности. Ян ван Эйк пишет портреты, выполняет заказы на библейскую тематику («Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини»).

Нидерландские художники редко изображают людей с красивыми, правильными лицами и фигурами (Гуго ван дер Гус «Поклонение волхвов»). Они поэтизируют среднего человека, питают пристрастие к деталям. Кроме прямого значения каждая вещь картины имеет символический смысл. Уважение к себе самим, своим будням, к миру вещей преломилось через религиозное мироощущение. Таким образом, картина – это чаще всего описание бюргерской жизни, религиозно освещенной. Композиции менее замкнуты и тектоничны, нет акцента на центре.

Иероним Босх создает свой собственный фантастический мир. Босх населяет картины легионами ползующих маленьких страховидных тварей. Можно подумать, что художник обладал болезненным воображением. Но странные фантасмагории Босха рождены «философскими потугами разума осознать действительность». Мастер работает в эпоху Инквизиции. Отсюда и тематика некоторых картин – «Страшный суд», «Сад наслаждений», «Вознесение блаженных в рай».

Питер Брейгель Мужицкий по происхождению выходец из крестьян. В молодости он посетил Италию. Излюбленный тип композиции Брейгеля – большое пространство как бы увиденное с вершины. Но все детали прописаны подробно, четко. Мастер изображает нидерландскую деревню, пишет в жанре фантастического гротеска, имеющего реальную основу («Страна лентяев», «Крестьянская свадьба», «Охотники на снегу» из цикла «Времена года», «Сенокос», «Падение Икара», «Избиение младенцев»). Самая известная его картина «Слепые» написана незадолго до смерти.

Немецкое Возрождение.

Период Возрождения в Германии связан с реформами Мартина Лютера, направленными против церкви (1517). В 1528 г. революционное движение потерпело поражение.

Одним из значительных фигур Немецкого Возрождения , сравнимых по энциклопедичности мировоззрения и разнообразию творческой деятельности с мастерами Итальянского Возрождения, являлся Альбрехт Дюрер (1471-1528). Он был живописцем, гравером, математиком, анатомом, перспективистом, инженером. Художественные искания мастера включали наблюдение за природой, соотношениями предметов в пространстве, поисками техник и приемов написания человека в пейзаже. Он два раза был в Италии, один раз – в Нидерландах, объездил всю Германию. Дюрер оставил после себя 80 станковых произведений, долее 200 гравюр, 1000 рисунков, скульптуры и рукописи. В отличие от итальянских, образы Дюрера полны сомнений. Художественный язык усложнен, аллегоричен. В картине «Адам и Ева» отражено национальное понимание красоты. К середине 1510-х гг. относятся три самых знаменитых произведения: «Всадник, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним и Меланхолия», «Мадонна среди верей». Мастер выполняет знаменитые иллюстрации к Апокалипсису. Среди них – «Четыре всадника». Дюрером написаны теоретические трактаты: «Руководство к измерению», «Учение о пропорциях человеческого тела», «Об укреплении и защите городов», «О живописи», «О прекрасном». Готическое начало было родной стихией Дюрера, а Ренессансная доктрина была воспринята им сознательно.

Близок к Дюреру Ганс Гольбейн Грин.

Прямо противоположен Дюреру Матиас Грюневальд (1475-1530). Грюневальд находил соответствующие цвета для каждого живописного мотива.. Он пожертвовал декоративным единством Изенгеймского алтарного образа ради художественной правды индивидуальной темы. Центральная часть алтаря – «Голгофа» («Распятье») - излучает таинственный свет, который дематериализует фигуры, создает мистическое настроение. Экспрессивность работы Грюневальда обусловлена колоритом.

Ганс Гольбейн Младший (12497-1543) – график и портретист )»Портрет Шарля Моретта», «Портрет Георга Гисце», «Портрет Эдуарда VI в детстве»). Его картины отличает спокойное, уравновешенное, отточенное мастерство, гибкая контурная линия, фиксирующая основные грани объема.

Лукас Кранах (1472-) – художник, в творчестве которого намечаются черты маньеризма. Он считал, что задача творчества – чутко улавливать требования среды, требования времени. Его судьба связана с небольшим городом Виттенбергом. Своей славой Виттенберг обязан саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Он открыл университет, поддерживал поэтов, ученых, оставаясь глубоко верующим. Пир его дворе больше всего ценились натюрморты, изображения животных, сцены охоты. Кранах создал множество таких произведений. Неизвестен учитель художника. В первых картинах Лукаса Кранаха чувствуется связь со старой эпохой: религиозность, напряженная эмоциональность, тщательная проработка деталей, искажение пропорций. При дворе Фридриха Кранах – художник и приближенный – сопровождает господина на охоты, участвует в празднествах и турнирах. Он принадлежал к крупной буржуазии, торговал вином и сахаром, имел собственное печатное производство и книжную лавку. Позднее Кранах сходится с Лютером и остается его другом, выполняет ряд гравюр, направленных против Папы Римского. В то же время он обслуживает католическую церковь. Мастерская под руководством художника выполняет множество типовых картин. С 1509 г. после поездки в Нидерланды, Кранах особое внимание уделяет изображению тела человека. Он отказывается от изучения анатомии. Его источник – готовые формулы итальянского Возрождения. Но Кранах эмоционально воспринимает лицо человека. Стремясь к идеалу, художник скатывается к шаблону, и к середине 1520-х гг. реалистическое отодвигается на второй план. Кранаха ценили за чуткость и быстроту, с какой он откликался на события эпохи. Его называли «быстрейший художник».

Возрождение во Франции.

XVI в. – время расцвета французского портрета. Жан Клуэ (1485/88-1541) – придворный художник Франциска I. Его работы отличает умение подметить главное. Жан Фуке (1420-1581) – придворный художник Карла VII и Людовика XI. Тщательность и монументальность, точность рисунка проявлена в его работах (“Портрет неизвестного”, “Богоматерь с младенцем”). Ренессансные традиции в архитектуре связаны с именем Пьера Леско. При перестройке Лувра он применил античную ордерную систему. Скулптуры Жана Гужона отличают легкие стройные фигуры, складки одежд при этом трактованы с музыкальностью, но изысканно отточены и сдержанны по форме.

ЛЕКЦИЯ