logo search
Авторское право на ТРВ

Тема 2. Основные элементы рыночных отношений.

Рассмотрение понятий: рынок, цена, спрос, предложение, собственность. Принципы рыночной экономики. Особенности предпринимательства в сфере культуры.

1. Развитие предпринимательства в сфере культуры следует рассматривать в контексте развития рыночных отношений в народном хозяйстве. 2. Организации и учреждения культуры являются неотъем­лемой частью комплекса народного хозяйства государства.

3. В сфере культуры используются экономические ресурсы, а ее результаты поступают в экономический оборот страны.

В 21 веке рыночная экономика не типологизируется как система капиталистической, командной экономики. Она представ­ляет собой экономику смешанного типа: производство развива­ется под воздействием рыночных сил, организующих предприни­мательскую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и кон­тролируя ее соблюдение, а также осуществляет экономические и социальные программы.

Таким образом, рыночная экономика представляет собой сложную систему, обладающую разнообразными механизмами внутреннего (рыночного) и внешнего (государственного) регули­рования.

Однако существование сферы культуры в условиях рыноч­ной экономики требует обязательного учета особых условий про­изводства и потребления в сфере культуры, к которым относит­ся, помимо прочего, и уникальный характер продукции опреде­ленного типа организаций и учреждений культуры.

Рыночные отношения в России обусловили появление раз­нообразных форм собственности в сфере культуры, формирова­ние которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов.

Развитие организационных структур в аудиовизуальной сфе­ре зависит от соотношения внешних и внутренних факторов, внешней и внутренней среды, в которой осуществляют свою твор­ческую и хозяйственную деятельность организации и учрежде­ния культуры.

Противоречия между внутренней и внешней средой находят выход в создании новых нестандартных организационно-эконо­мических образований, объединений, холдингов и т. д.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные экономические понятия: рынок, цена, спрос, предложение, собственность.

2. Принципы рыночной экономики

3. Особенности предпринимательской деятельности в сфере культуры.