Тема 17. История становления авторского права в Европе.
1. Англо-саксонское авторское право.
Имущественное авторское право появилось после изобретения книгопечатания и становления полиграфической промышленности. И практически одновременно появилась необходимость государственного регулирования этого процесса вследствие распространения незаконного использования авторских произведений («пиратство»). Правительственные привилегии были первой формой охраны интересов авторов и авторов произведений. Наибольшее развитие полиграфическая промышленность получила в Англии. Там же в 1709 году разрабатывается и вскоре принимается первый в мире закон об авторском праве - Статут Королевы Анны (или «Акт о поощрении просвещения»). Принципы этого закона положены в основу законов об авторском праве в Британском Содружестве Наций, а также других государств. Так, в 1790 году на территории США принимается закон «Об авторском праве», который в основном соответствовал Статуту Анны.
Дальнейшее изменение положений этого закона соответствовало принятию международных норм в этой области. В свою очередь, принятые новшества оказывают значительное влияние на содержание законодательства во многих странах.
2. Романское право.
Эта доктрина проистекает из закона об авторском праве, принятом во времена Великой Французской революции. Закреплялась так называемая континентальная доктрина в Декрете о правах собственности от 1791 года. Романская доктрина оказала значительное влияние на законодательное оформление авторского права на Европейском континенте и впоследствии распространилась на международные принципы. Основное значение Романской доктрины заключается в концепции автоматической охраны авторского права.
3. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений,
С момента вступления Статута Анны авторское право стало признаваться и охраняться в других странах. Это привело к необходимости заключения международных соглашений по охране прав авторов. В частности, Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, принятой 09.09.1886 г. в Берне. В этой Конвенции государства выразили свое намерение наиболее эффективным и унифицированным образом защищать права авторов на литературные и художественные произведения. Членами Бернской конвенции являются около 150 государств.
4. Всемирная Конвенция об авторском праве.
На конференции ЮНЕСКО в 1947 году в Мехико была принята резолюция, призывающая к решению проблемы охраны авторского права в мировом масштабе. И в 1952 году в Женеве Межправительственная Конференция по авторскому праву приняла всемирную конвенцию об авторском праве, которая основана на следующих принципах:
• принцип национального режима;
• принцип государственной охраны прав авторов и других обладателей авторских прав;
• принцип соблюдения формальностей.
Более 100 стран являются членами Всемирной конвенции, но она не оправдала в полной мере возложенных на нее ожиданий.
5. Другие Конвенции об охране авторских прав.
• Римская Конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (26.10.1961);
• Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971);
• Брюссельская конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники (1974);
• Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Соглашение ТРИПС) (декабрь 1996).
Вопросы для самоконтроля:
1. Становление авторского права в Европе.
2. Международные соглашения по авторскому праву.
- И.Ю. Левитина
- «Авторское право на трв»
- Пояснительная записка
- Содержание курса «авторское право на трв» первый семестр
- Раздел 1. Экономика и финансы киноотрасли
- Тема 1. Современное экономическое развитие кинематографа.
- Тема 2. Основные элементы рыночных отношений.
- Тема 3. Финансы киноотрасли.
- Раздел 2. Основные участники кинопроцесса
- Тема 4. Функции и взаимодействия участников кинопроизводства в современных условиях.
- Тема 5. Профессия «Продюсер».
- Тема 6. Новые профессии современного отечественного кинематографа.
- Тема 7. Профессия «Режиссер».
- Тема 8. Профессия «Художник кино».
- Тема 9. Профессия «Оператор».
- Тема 10. Профессия «Актер».
- Тема 11. Директор картины и его роль в производственно-организационном воплощении.
- Второй семестр
- Раздел 3. Основы авторского права
- Тема 12. Основные понятия о государстве и его функци ях. Государственно-правовое воздействие на культуру.
- Тема 13. Основные понятия категорий «Право» и «Закон».
- Тема 14. Авторское право. Понятие, возникновение. Формирование документопотока (книгопотока)
- Тема 15. Дуализм интеллектуальной собственности.
- Тема 16. История становления авторского права в России.
- Тема 17. История становления авторского права в Европе.
- Тема 18. Субъекты и объекты авторских правоотношений.
- Тема 19. Понятие и виды аудиовизуальных произведений.
- Тема 20. Система законодательства об охране интеллектуальной собственности в России.
- Тема 21. Срок действия авторского права. Общественное достояние.
- Тема 20. Договорные отношения в области авторского права.
- Тема 21. Смежные права.
- Тема 24. Защита авторских прав.
- Вопросы к зачету по предмету «авторское право на трв»:
- Список рекомендуемой литературы по предмету «Авторское право на трв»
- Содержание