Тема 14. Авторское право. Понятие, возникновение. Формирование документопотока (книгопотока)
Авторское право — это не новый общественный феномен. Как этическая категория и даже практика, оно существует на протяжении тысячелетий.
Авторское право возникло вместе с письменностью, когда интеллектуальный потенциал человечества потребовал своего выражения не только в виде материальных объектов, которые создавал человек и в которых выражался его интеллект, навыки и умения, но и в виде особых материальных объектов, где фиксировались его мысли и представления о мире и о себе.
Однако действительное развитие и его понимание авторского права проявились лишь с возникновением книгопечатания. Первой формой охраны интересов издателей и в некоторой степени авторов издаваемых произведений были правительственные привилегии. Поэтому можно считать, что авторскому праву исполнилось минимум 500 лет.
Результаты интеллектуальной и творческой деятельности отличаются от результатов иных видов человеческой деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя.
Таким образом, авторское право - это, во-первых, ряд полномочий автора. Во-вторых, это совокупность норм, направленных на регулирование авторских правоотношений. Это право регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы, искусства. Это часть гражданского права, международного права.
Авторское право - это право интеллектуальной собственности. Это право имущественно - лично-общественного свойства.
Историю и развитие авторского права в России можно проследить по изменению документопотока, который, постоянно пополняясь документами, предоставляет собой накопленные сведения по тематике и проблематике авторского права и интеллектуальной собственности, отражая соответствующие перемены в процессах и результатах познания в данной области. Опираясь на труд Петровского С.В. и Смыслиной Е.В. «Авторское право: Библиографический указатель за 1826-2004» (М: Статут, 2005. - 221 с.), можно выделить определенные закономерности и тенденции, присущие процессам развития, познания и практического применения права интеллектуальной собственности в России. Изучение книгопотока (микропотока документопотока), основанное на ежегодно издаваемых в России сборниках «Книжная летопись», позволяет выявить: уровень информационной обеспеченности, направление и дальнейшее развитие данной области права, вклад отдельных авторов, коллективов, организаций, стран в расширение знаний об авторском праве, степень проработанности конкретных вопросов, входящих в сферу интеллектуальной собственности и т.д. Знания, полученные в результате этой работы, способствуют не только профессиональной адаптации молодых специалистов, но и продолжению исследований (в том числе библиографического характера) в данной области. Так, например, анализ показывает, что принятие очередных изменений в законодательство по авторскому праву влечет за собой увеличение объема нормативной документации, комментариев по принятым законам, а также учебных и практических пособий по правоприменению. Годы социальной нестабильности, международных и внутригосударственных конфликтов ведут к снижению потока вследствие переноса социального интереса от права интеллектуальной собственности в направление решения актуальных задач конкретного исторического периода (например, годы войны, революций, социальных преобразований и т.п.).
Таким образом, студенты, изучая документопотоки и книгопо-токи, получают возможность не только расширить свои познания в области авторского права, но и одновременно систематизировать полученную и получаемую информацию по данной тематике.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие «Авторское право».
2. Личные неимущественные и имущественные права.
3. Книгопоток (микропоток документапотока) по праву интеллектуальной собственности. Понятие и необходимость изучения.
- И.Ю. Левитина
- «Авторское право на трв»
- Пояснительная записка
- Содержание курса «авторское право на трв» первый семестр
- Раздел 1. Экономика и финансы киноотрасли
- Тема 1. Современное экономическое развитие кинематографа.
- Тема 2. Основные элементы рыночных отношений.
- Тема 3. Финансы киноотрасли.
- Раздел 2. Основные участники кинопроцесса
- Тема 4. Функции и взаимодействия участников кинопроизводства в современных условиях.
- Тема 5. Профессия «Продюсер».
- Тема 6. Новые профессии современного отечественного кинематографа.
- Тема 7. Профессия «Режиссер».
- Тема 8. Профессия «Художник кино».
- Тема 9. Профессия «Оператор».
- Тема 10. Профессия «Актер».
- Тема 11. Директор картины и его роль в производственно-организационном воплощении.
- Второй семестр
- Раздел 3. Основы авторского права
- Тема 12. Основные понятия о государстве и его функци ях. Государственно-правовое воздействие на культуру.
- Тема 13. Основные понятия категорий «Право» и «Закон».
- Тема 14. Авторское право. Понятие, возникновение. Формирование документопотока (книгопотока)
- Тема 15. Дуализм интеллектуальной собственности.
- Тема 16. История становления авторского права в России.
- Тема 17. История становления авторского права в Европе.
- Тема 18. Субъекты и объекты авторских правоотношений.
- Тема 19. Понятие и виды аудиовизуальных произведений.
- Тема 20. Система законодательства об охране интеллектуальной собственности в России.
- Тема 21. Срок действия авторского права. Общественное достояние.
- Тема 20. Договорные отношения в области авторского права.
- Тема 21. Смежные права.
- Тема 24. Защита авторских прав.
- Вопросы к зачету по предмету «авторское право на трв»:
- Список рекомендуемой литературы по предмету «Авторское право на трв»
- Содержание