logo search
Bilety

Особенности развития отечественной культуры в пореформенный период. Творческие объединения художников, музыкантов.

Падение крепостничества и раскрепощение общественного сознания. Новые явления в жизненном укладе, гражданских представлениях, вызванные процессом буржуазной модернизации страны. Переход социально-реформаторской инициативы от дворянства к буржуазии.

Возросшее влияние разночинской идеологии. «Шестидесятники». Н.Г. Чернышевский, эстетика революционной демократии. Просветительская деятельность интеллигенции, земств – воскресные школы, народные дома. П.Л. Лавров, концепция «неоплатного долга».

Расширение образовательной системы. Земская школа. Технические вузы. Женское образование.

Крупные научные открытия и технические новации, их воздействие на обогащение культуры - электричество, кинематография, радио, фонограф, телефон. Широкое развитие гуманитарных наук, формирование отечественных школ в филосо­фии (В. Соловьев), историографии (С. Соловьев, В. Ключев­ский), правоведении (А. Кони), педагогике (Н. Пирогов, К. Ушин­ский), культурологии (Н. Данилевский), искусствоведении (В. Ста­сов), фольклористике (В. Даль, А. Афанасьев).

Усиление социальной тенденциозности в художественном творчестве. Приоритет крестьянской проблематики. Критический пафос. Новые герои - предприниматели, рабочие, революционеры, интеллигенция. Осмысление истории страны как истории народных масс.

Идейно-творческие объединения художественной интеллигенции. Журнал «Отечественные записки». Художники-передвижники, гражданская и художественная позиция, экспозиционная деятельность. И. Репин. В. Суриков. «Могучая кучка», расцвет русской оперы. Мир П. Чайковского, создание классического балета.