Русская культура в середине XIX в. А.И. Герцен. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.
Идейные кружки 1830-40-х годов, Т.Н. Грановский, Н.В. Станкевич. П.Я. Чаадаев, его «Философическое письмо», реакция в обществе. Феномен «странной любви» к Отечеству. Концепция официальной народности, политика «управления умами», карательная практика самодержавия.
Формирование широких идейных течений. Западничество и славянофильство. Общее в их взглядах и различие. Их лидеры. Культурологические аспекты их концепций.
Зарождение революционного демократизма. В.Г. Белинский.. А.И. Герцен - центральная фигура духовной оппозиции 1840-50-х годов. «Вольная русская печать». Концепция «русского социализма».
Активизация общественного мнения - влиятельный фактор жизни России середины XIX в. Публицистика как центр идейной жизни. «Современник». Сближение мыслителя-реформатора и художника. «Эзопов язык». Распространение утопизма.
«Золотой век» русской культуры, становление художественной классики. Признаки классического произведения.
Характерные черты художественного творчества века. Формирование отечественных школ в литературе, живописи, музыке, театре, эстетике. Многообразие художественно-творческих направлений, их смена под влиянием мировоззренческих новаций. Возрастание эпического подхода в исследовании жизни. Углубление психологизма. Дискуссии по проблемам народности, гражданственности, национальной самобытности.
Концепция «естественных прав» и сентиментализм. Своеобразие русского романтизма, утверждение сильной, свободной личности; интерес к отечественной истории (В. Жуковский, К. Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, М. Лермонтов).
Поэтический взлет начала века. Феномен Пушкина, становление современного литературного языка, литературы нового типа. Утверждение художественного реализма как основного метода творчества. Проза Н. Гоголя, Н. Тургенева, И. Гончарова, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Мировое признание русского романа.
Формирование русского музыкального стиля. Городской романс, А. Варламов, А. Гурилев, А. Алябьев. М. Глинка и признание отечественной оперы. Национальные мотивы в камерной и симфонической музыке.
Изменение социокультурной миссии театра - от зрелища к общественной трибуне. Русский водевиль. Отечественная драматургия: А. Грибоедов, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Островский, Л. Толстой. Эволюция от театральности к правде жизни. Малый театр, П. Мочалов, М. Щепкин.
Академия художеств - центр художественной жизни начала века. Совершенствование профессионального мастерства, утверждение академизма. Высокая вдохновенность зодчества и скульптуры начала века, творчество А. Воронихина, К. Росси, И. Мартоса. Искусство городского ансамбля. Обращение живописцев к российской проблематике, к бытовому жанру, А. Венецианов, П. Федотов, В. Перов. Утверждение тематической картины как ведущего жанра отечественной живописи, К. Брюллов.
Формирование профессиональной литературно-художественной критики, искусствознания, эстетики. Деятельность В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, А. Григорьева.
Проблематика художественного творчества, обусловленность потребностями социального и духовного прогресса страны. «Заземление» художественно-творческих интересов и подходов. Антикрепостническая направленность. Проблема «маленького человека». «Суровая проза» вытесняет «высокий стиль». Противостояние передовых мастеров культуры официальной идеологии, цензурные гонения и репрессии. Размежевание художественной культуры и культуры религиозной, богословской.
- Содержание дидактических единиц
- Периодизация истории музейного дела
- Коллекционирование и формирование музеев в эпоху Возрождения
- История и коллекции крупнейших музеев Европы.
- Кунсткамера – первый российский музей. Ее роль в истории музейного дела.
- Проекты организации национального музея России в первой половине XIX века.
- Развитие частного коллекционирования в России во второй половине XIX в. И его вклад в развитие музейного дела.
- Государственный Эрмитаж. История и состав коллекций.
- Государственный Исторический музей. История и современность.
- Развитие музееведческой мысли в первой трети XX века.
- Музеи и музейные комплексы Тюменской области. История и особенности деятельности в современных условиях.
- Музей как социокультурное явление.
- Определение музееведения. Структура, объект, предмет, метод
- Музейный предмет теоретическом контексте музееведения.
- Социокультурные функции музея.
- Теория документирования и её роль в музейной деятельности.
- Теория тезаврирования и ее роль в музейной деятельности.
- Теория музейной коммуникации и ее роль в формировании музея ххi в.
- Музей как учреждение культуры. Типология и классификация музеев.
- Основные направления деятельности современного музея.
- Классификация, систематизация и интерпретация музейных предметов.
- Музейная экспозиции как знаковая система.
- Проектировочный подход в создании экспозиции.
- Сюжетно-образный метод проектирования экспозиции.
- Выставка как феномен музейно-экспозиционной деятельности.
- Модернизация музейных экспозиций как особый случай проектирования.
- Научное комплектование музейных фондов.
- Особенности комплектования этнографических коллекций.
- Учет музейных фондов.
- Научная инвентаризация музейных коллекций.
- Система хранения музейных фондов.
- Государство и охрана памятников истории и культуры в XVIII-начале XX в.
- Государственная централизованная система охраны памятников истории и культуры в советский период и постсоветское время.
- Историко-культурное наследие и историческая культура общества.
- Научные общества и охрана памятников истории и культуры в XIX-начале XX в.
- Общественные организации и историко-культурное наследие в XX-начале XXI в.
- Классификация памятников истории и культуры.
- Формы и методы использования памятников памятников истории и культуры.
- Охрана памятников в царской России.
- Охрана памятников в ссср.
- Законодательство рф об охране памятников (1992 – нач. Ххi в.).
- Языческая культура древних славян.
- Культура Киевской Руси X–XII вв.
- Принятие христианства: значение исторического выбора. Византийское влияние в культуре Древней Руси.
- Русская культура в XIV–XV вв.: содержание культурного феномена.
- Культурный переворот в начале XVIII в. Основные черты культуры Нового времени.
- Преобразования Петра Первого в области культуры, образования и просвещения.
- Своеобразие российского Просвещения во второй половине XVIII в.
- Русская культура в первой четверти XIX в. Н.М. Карамзин, а.С. Пушкин, н.В. Гоголь. Становление русской классической литературы.
- Русская культура в середине XIX в. А.И. Герцен. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.
- Особенности развития отечественной культуры в пореформенный период. Творческие объединения художников, музыкантов.
- Идеалы и герои классических произведений во всех жанрах художественного творчества во второй половине XIX столетия.
- Российское меценатство второй половины – XIX начала хх века.
- «Серебряный век» русской культуры. Философские, психологические и художественные идеи «нового искусства».
- Революция и культура. Начало «культурной революции».
- Культура в ссср в 20–30-е годы хх в.
- Культура в годы Великой Отечественной войны.
- Духовная «оттепель» 1950–1960-х годов. Противоречивость процесса. Творчество а. Твардовского, а. Солженицына.
- Культура ссср в 1970–1980-е годы. Диссидентство. Правозащитное движение. Феномен а.Д. Сахарова.
- Тобольск – исторический и культурный центр Сибири.
- Современная культура Тюменского края.