logo
Bilety

Духовная «оттепель» 1950–1960-х годов. Противоречивость процесса. Творчество а. Твардовского, а. Солженицына.

Подъем народного самосознания в послевоенный период. Воздействие «холодной войны» на духовную атмосферу в стране. Возобновление репрессивных мер, политические решения 1946-48 гг. по журналам, театру, кинематографу, музыке. Кампания «борьбы с космополитизмом». Научные дискуссии, политиканство в науке.

Политика десталинизации в духовной сфере, противоборство реформаторской и консервативной тенденций. Поиск новых духовных ориентиров. Активизация интеллектуальной деятельности. Открытие новых научных центров, журналов, театров, издательств, общественных объединений. Поколение «шестидесятников» (О. Ефремов, В. Розов, М. Шатров, Г. Чухрай, Ю. Бондарев, Е. Евтушенко). Развитие социокультурного строительства. Телефикация страны. Расширение международных контактов. Общество охраны памятников истории и культуры.

Художественное творчество как «поисковое поле» для решения актуальных мировоззренческих проблем. От осуждения сталинизма к переосмыслению культурно-исторического опыта и стереотипов мышления. Гуманитарная интеллигенция как «возмутитель спокойствия». Полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» - отражение борьбы догматических и либеральных подходов. Дискуссия «физиков» и «лириков».

Новое в проблематике литературы и искусства. Повесть И. Эренбурга «Оттепель» - символ периода реформ. «Деревенская» проза, В. Овечкин. Подъем гражданской поэзии. Поэма А. Твардов­ского «За далью - даль». Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Новые подходы к проблемам Великой Отечественной войны; К. Симонов, В. Быков, С. Смирнов. Интерес к «маленькому человеку». Преодоление заказной парадности в живописи. Новаторские фильмы «Председатель», «Чистое небо», спектакли «Современника», Театра на Таганке. Авторская песня.

Непоследовательность и незавершенность политики десталинизации в духовной сфере. «Оттепели» и «заморозки». Проблема взаимоотношения художника и власти. Новые формы «управления умами», практика «проработок», внутренняя цензура творческих союзов, художественных советов, коллегий. Творчество и судьба Б. Пастернака, А. Солженицына, Ю. Любимова, художников-модернистов. Живучесть вульгарно-социологических подходов.