logo
Bilety

Преобразования Петра Первого в области культуры, образования и просвещения.

Объективная обусловленность преобразований Петра I в социокультурной сфере. Их направления: модернизация жизненного уклада, преодоление «ветхозаветности», сближение с европейской практикой, утверждение государственного управления культурой. Специфика российского перехода в культуру Нового времени: стремительность, прагматические подходы, «революция сверху», регламентация, диктаторские методы и демократические последствия.

Социокультурные аспекты и последствия государственных, соци­альных, экономических, военных реформ. Секуляризация культуры. Формирование новой концепции личности.

Приоритетный характер школьного дела, распространения знаний. Создание светской школы. Зарождение профессионального обучения. Образование дворянства. Возникновение механизма распространения знаний: выпуск учебно-просветительской литературы, газета, гражданская печать, практика пенсионерства.

Развитие исследовательской деятельности. Учреждение Академии наук. «Обмирщение» общественной мысли. «Ученая дружина» - обоснование абсолютизма, просветительские тенденции. Ф. Прокопович - писатель, идеолог секуляризации, теоретик раннего классицизма. Зарождение экономической теории, В. Татищев, И. Посошков.

Организация специализированных социокультурных учреждений - музей, открытый театр, публичная библиотека, книжные лавки, типографии.

Интенсивная дифференциация отраслей культуры, формирова­ние самостоятельных видов творческой деятельности - светская живопись, скульптура, графика, танцевальная и духовая музыка, садово-парковая культура, жилые интерьеры.

Новации в градостроительной практике. Возведение Петербурга, ансамблевая застройка. Петергоф. Новая столица - материализованный облик Нового времени. Начало Петербургского периода в истории русской культуры.

Новые веяния в культуре быта, общения, жизненном укладе. Ассамблея - новое в досуге, его содержании. Массовые праздники, культ земных радостей. Домашнее музицирование. Потребность в этико-прикладных работах, «Юности честное зерцало».

Последствия петровских реформ в культуре. Создание предпосы­лок для формирования крупных областей социокультур­ной деятельности - научные исследования, журналистика, профессио­нальное образование, организация досуга, музейное дело, архивное дело. Возникновение двух уровней культуры - для «верхов» и «низов». Выравнивание общеевропейского культурно-исторического процесса. Оценка петровских нововведений современниками и потомками.