logo search
Лекции Солдаткина С

Ваххабизм

Ваххабизм — религиозно-политическое течение в суннитском исламе. Термин происходит от имени основателя течения — шейха13Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703–1790). Ваххабиты ставят своей целью возвращение к первоначальному правоверию, «чистому исламу» (араб. «саф ислам»). Подчёркивая принцип единобожия, тавхида, они рассматривают как его нарушение поклонение святым и их могилам, даже могиле пророка Мухаммеда и его сподвижников. Осуждают они и поклонение священному камню. Ваххабиты запрещают клясться именем пророка или членов его семьи. Помимо запрета употребления спиртных напитков ваххабиты запрещают табак, музыку, танцы и игры. Для ваххабитов характерна, с одной стороны, проповедь равенства и братства всех мусульман, а с другой — непримиримая борьба с мусульманами, не разделяющими их воззрения. Важное место в идеологии ваххабизма отводится джихаду в военном значении. Традиции ваххабизма в настоящее время сильны в Саудовской Аравии, хотя мусульманские лидеры этой страны официально отмежёвываются от ваххабизма, последователи существуют и в ряде других мусульманских стран

Шариат

В исламе религия тесно связана с правом, государством и политикой. В отношении права эта связь проявляется в институте шариата. Шариат(араб. шариа — правильный путь к цели) — комплекс мусульманских юридических норм, принципов и правил поведения. Разрабатывает и истолковывает эти нормыфикх(араб. «глубокое понимание, знание») — мусульманское правоведение. Мусульманский правовед называетсяфакихом(араб. факиха — понимать, знать). Высшая категория факиха — муджтахид, это факих, который обладает такими глубокими познаниями фикха, что может самостоятельно формулировать правила поведения, истолковывая источники права. Свои системы фикха имеют суннитские и шиитские направления, а также иные мусульманские движения.

В суннизме существует четыре религиозно-правовых школы — мазхаба(мазхаб — араб. «путь следования»). Все они названы по именам своих основателей.

Это ханбалитскаяшкола (в настоящее время пользуется влиянием в Саудовской Аравии);ханифитская(Турция, Пакистан, Индия, Китай, отчасти Египет и Индонезия, в России школа влиятельна в Татарстане и Башкортостане);маликитская(Верхний Египет, Судан, Марокко, Тунис, Алжир, Ливия);шафиитскаяшкола (Нижний Египет, Бахрейн, страны Восточной Африки, Малайзия, Бруней. К шафиитской школе относятся и мусульмане Чечни).

В шиитских странах большое влияние имеет школа джафаритов.

Основами мусульманского права — усуль аль-фикх(араб. «корни», основы фикха) являются Коран, сунна, иджма и кияс.Иджма— араб. единогласие, единодушное мнение. Имеется в виду установленное на некоторый момент (в его определении представители разных мазхабов расходятся) единодушное мнение крупнейших богословов и знатоков фикха — муджтахидов, по вопросам, однозначно не урегулированных Кораном и сунной. Иджма полагается мнением всей уммы (в рамках данного мазхаба).Кияс(араб. «сравнение») — суждение по аналогии. Если первые три источника усуль аль фикх не дают определённого решения некоторой юридической проблемы, то факих решает её по аналогии с ними.

Самая ранняя школа права — маликитская, её основатель — Малик ибн Анас (ум. 795 г.). Основной источник права данного мазхаба — Коран и сунна, но если использование норм данного хадиса вступает с интересами общественного блага, то надо отдать предпочтение последним. Принцип примата интересов общественного блага называетсяистислах(араб. «учёт интересов»). Выделяются 5 таких основных интересов: (1) сохранение религии мусульман, (2) поддержание их жизни, (3) забота об их разуме, (4) обеспечение продолжения рода, (5) защита имущества мусульман. При столкновении интересов преимущество отдаётся тому из них, который стоит выше в данной иерархии, общие интересы мусульман должны превалировать над индивидуальными и групповыми. Таким образом, в школе маликитов допускается достаточно широкое индивидуальное толкование (араб. «рай» — «мнение»), если оно способствует интересам мусульманской общины. Иджма у Малика была ограничена мнением мединских учёных, рассматривалась лишь как возможный метод, но не необходимый.

Ханифитскаяшкола, названная по имени основателя — АбуХанифы (ум. 767 г.) — наиболее рационалистическая в исламе. Широкое распространение получает принцип рая и кияса, а также принцип истисхана. Принципистисхана(араб. одобрение, предпочтения) является развитием принципа истислаха и состоит в том, что если аналогия противоречит общественным интересам, то приоритетными считаются последние, однако решение распространяется только на это, индивидуальное решение и не может служить прецедентом, подрывающим общую норму.

Школа Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии (ум. 820 г.), шафиитскаяшкола, рассматривала иджму как обязательный принцип. Она понималась как согласное мнение учёных данного периода. В пользу иджмы Шафии отрицает рай, истислах и истисхан. Признаётся только принцип кияса, но только в последнюю очередь, после первых трёх принципов усуль аль-фикха, его роль в данном мазхабе незначительна.

Ханбалитскаяшкола, влияние которой ограничивается Саудовской Аравией, наиболее консервативна в суннизме. Её основатель — Ахмед ибн Ханбаль (ум. в 855 г.). Единственный источник права — только сунна, всякие нововведения (араб.бида) — вредны, рай допускался только в случае крайней необходимости. Крайние позиции в ханбалитской школе занимают ваххабиты.

Шиитская школа джафаритовпризнаётся и суннитами наравне с их четырьмя мазхабами. Названа она по имени основателя — шестого имама шиитов Джафара ас-Садика (ок. 700–765). Джафариты отвергают кияс, в сунне признают только предания, приписываемые шиитским имамам,