logo
Лекции Солдаткина С

Основы вероучения

Основные положения ислама не имеют канонического закрепления, подобно «Символу веры» христианства, они разбираются в трудах различных богословов.

Центральной идеей ислама является монотеизм, единобожие (араб. «тавхид»). Существует только один Бог — Аллах. Он открывается людям, ниспосылая своих пророков. Пророки были посланы каждому народу, однако только среди иудеев и христиан Бог явил священные книги. Поэтому иудеи и христиане получили особый статус — «люди Писания» (араб. «ахль аль-китаб»). Однако в этих книгах, выражена только часть Откровения, кроме того, и иудеи (главным образом), и христиане искажают полученное Откровение. Полнота же его содержится в Коране в абсолютной чистоте. Пророк, согласно исламу, только передаёт полученное в текстуально готовом виде Откровение, он ничего не приписывает от себя. Но те, кому адресовано Откровение, могут его позже фальсифицировать: что-то утаить, а чему-то придать иной смысл. Шестью главными пророками являются Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса), Мухаммед — «печать пророков». Кроме них существовали и другие, менее значительные пророки, упомянутые в Ветхом Завете.

Иудеи и христиане должны уверовать в Мухаммеда, тогда они станут мусульманами, «верными» (араб. «муслим»), отвергая же пророка Мухаммеда, они оказываются на одном уровне с неверными (араб. «кафир», турец. «гяур»): многобожниками (араб. «мушрик») и неверующими (араб. «дахри»). Христиане должны отвергнуть своё неправильное понимание Христа как Богочеловека: согласно исламу, Христос — всего лишь пророк, Бог же един и единствен, концепция Святой Троицы в христианстве трактуется исламом как многобожие.

Концепции сотворения мира, рая и ада, учения об ангелах и демонах, Страшном Суде и всеобщем воскресении представляют собой вариации иудейских и христианских религиозных идей.

Существенную роль в вероучении ислама играла проблема предопределения. Концепцияпредопределения(араб «кадар» — могущество, предопределение») — так же, как в иудаизме и христианстве имела два полюса истолкования: утверждение полновластия Аллаха, с одной стороны, при ограничении свободы воли и, с другой стороны, приоритет человеческой свободы в отношении божественного предопределения. Каждое богословское направление занимало какую-то позицию между этими полюсами.