logo
Лекции Солдаткина С

Культура ислама Становление ислама

Ислам1возникает как синтез и критика иудейской и христианской религий в полемике с языческими верованиями. Он зарождается на Аравийском полуострове среди кочевников-бедуинов в 7 в. по Р.Х.

Одним из главных языческих культов арабов до принятия ислама был культ бетилов2, «стоймя поставленных камней»3, являющихся воплощением племенных божеств. Вокруг этих камней устраивались шествия. В священной ограде мекканского храма Каабы до утверждения ислама было 360 бетилов, сейчас сохранились два таких камня: «чёрный камень» и «макам Ибрахим», их сущность переосмыслена в исламе. Некоторые священные камни под балдахинами водружались на верблюдов и помогали арабам в битвах. Таких передвижных бетилов сопровождали прорицатели и особенно прорицательницы (араб. «кахины»), они били в тамбурины и в состоянии транса выкрикивали заклятия в рифмованной форме, называемые «саджем». Позже основателя ислама обвиняли в том, что его высказывания походят на садж, а сам Пророк запретит данный ритуал и институт кахинов в целом. Как и в других древних культурах имел место и культ предков. Религиозным долгом среди арабов-язычников считалась кровная месть («сар»), сосуществовавшая с правом выкупа за пролитую кровь («дия»), эти нормы сохранились и в исламе. Новорожденных девочек арабы-язычники часто уничтожали из-за трудности их прокормить, ислам запрещает этот обычай.

Арабы-язычники нередко совершали набеги (араб. «газв») на сопредельные территории; ислам переосмыслит эту практику в концепции «газавата» (джихада), «священной войны».

Аллах (араб. «аль-Илах») — первоначально имя племенного бога могущественного мекканского племени курейшитов. Ислам называет Аллахом Единого Бога.

Основатель ислама — пророк Мухаммед(ок. 570–632) — принадлежал к племени курейшитов, которые в военном и финансовом отношении господствовали в Мекке. В религиозном плане существенную роль в Мекке и особенно в Медине (Ясрибе), помимо язычников, играли евреи. Влияние христиан было меньшим из-за их раздробленности. Проповеди Мухаммеда предшествовало учениеханифов— верующих арабов, исповедующих единого Бога, но не причисляющих себя ни к иудеям, ни к христианам. Мухаммед впоследствии будет считать единобожие изначальной религией, в отношении которой иудаизм и христианство — лишь видоизменения.

Несмотря на принадлежность к знатному племени, семья Мухаммеда была бедной. Он рано потерял родителей, воспитывался дядей Абу Талибом и с юности занимался, очевидно, сопровождением караванов. Мухаммед был неграмотен (араб. «умми»), но с юношеского возраста склонен к духовному созерцанию. Он поступает в услужение к богатой вдове Хадидже и ездит по её торговым поручениям. Имеются сведения, что в этих разъездах будущий основатель ислама встречается с христианскими монахами. В 25-летнем возрасте Мухаммед женится на Хадидже, с которой его связывало искреннее чувство и уважение — несмотря на то, что супруга была намного его старше, Мухаммед до самой смерти Хадиджи не брал другой жены. Около 610 г. Мухаммед услышал голос, который позже был понят им как принадлежащий ангелу Джебраилу4и сообщающий откровения Аллаха. Эти откровения с тех пор давались Мухаммеду до конца его жизни, в течение 22 лет. Из них впоследствии был составлен Коран. Сначала Мухаммед не решался сообщать о своих откровениях, но, следуя велению Аллаха, выступил с проповедью Единого Бога против язычества, предсказывал воскресение из мёртвых и наказание в аду (араб. «джаханнан») возлюбившим земные блага и творящим несправедливость, тогда как верующим в Аллаха и праведным уготован рай (райский сад — араб. «джанна»). Так Мухаммед стал пророком (араб. «наби»), «посланником» (араб. «расуль») Аллаха и «предостерегателем» (араб. «мунзир»). Однако богатые курейшиты и языческие жрецы при Каабе встретили проповедь Мухаммеда враждебно, только некоторые родственники и немногочисленные бедняки поддержали Пророка. Но Мухаммед нашёл поддержку в лице мединских купцов, враждебных жителям Мекки. Эти люди, которых позже стали называть «ансары» (араб. «помощники) принесли Пророку клятву верности. Ночью 26 июля 622 г. Мухаммед переселяется в Медину. Его немногие мекканские сторонники переселились несколько раньше. Дата переселения (араб. «хиджра») Мухаммеда стала точкой отсчёта мусульманского календаря. Переселившиеся мекканцы называются «мухаджирами» (араб. «переселенцы»).

В Медине Мухаммед основал религиозную общину (умму5), то есть общину, объединяющей идеей которой было не кровное, но религиозное единство. Последующая деятельность Мухаммеда связана с развитием и конкретизацией вероучения и культовой практики, а также военным утверждением ислама, прежде всего в Мекке.

Коран6— сборник записанных откровений, которые Аллах ниспосылал Мухаммеду. Его также называют Книгой (араб. «аль-китаб»), по аналогии с Библией, или «предостережением» (араб. «зикр», термин, широко употреблявшийся после исламскими мистиками — суфиями). Коран делится на 114 глав —сур(араб. «божественное откровение»), а суры — на стихи, аяты (араб. «знамение», «знак»), коих 6211 (но существуют разные системы подсчёта). Передан Аллахом Коран на арабском языке. При жизни Пророка были записаны отдельные фрагменты, но работа по их систематизации началась около 633 г. По приказу первого халифа7Абу Бекра (572–634), тестя Мухаммеда, Зейд ибн Сабит, приёмный сын Пророка, предпринял первую запись Корана. Работа была продолжена при халифе Османе (правившего с 644 по 656 гг.), составлен эталонный список («имам»8), который хранился в Медине. Однако в текстах переписчиков сохранялись неточности и разночтения. В 10 в. авторитетными богословами составлено 7 текстов Корана, содержащих незначительные разночтения. Один из этих вариантов в начале 20 в. был признан каноническим и издан в Каире (1919, 1923, 1928 гг.).

Точной датировке поддаются только некоторые суры Корана (те, которые описывают конкретные события в жизни Пророка). Согласно мусульманской традиции, суры подразделяются на мекканские (до хиджры) и мединские (после хиджры). В тексте они идут не в хронологическом порядке: В Коране, за некоторыми исключениями, суры скомпонованы по убыванию их длины.

Мекканские суры (их 90) условно подразделяют на несколько хронологических групп: в ранних коротких сурах содержатся ритмические стихи, содержащие заклятия, позже появляются суры с формулой «Это — откровение Аллаха» или «Говори», позднее их — так называемые «пророческие» суры, написанные риторическим, а не поэтическим стилем и рассказывающие о пророках. Среди мекканских сур самой древней считается сура 96.

Мединские суры — самые длинные, их тема — не проповедь, а систематизация религиозного вероучения. Мединских сур — 24 (2, 98, 64, 62, 8, 47, 3, 61, 57, 4, 65, 59, 33, 63, 24, 58, 22, 48, 66, 60, 110, 49, 9, 5). Последний стих откровения, очевидно, — стих 5 суры 5.

Сунна

В исламе, как в иудаизме и христианстве, помимо Священного Писания (Корана) существует и Священное Предание — сунна9. Сунна — оценки и деяния пророка Мухаммеда, не зафиксированные в Коране, но сохранённые в памяти его сподвижников. От этого понятия правоверные мусульмане получили название «сунниты», «люди сунны» (араб. «ахль ас-сунна»). Отдельные предания, касающиеся жизни Пророка, называютсяхадисами. Существуют шесть сборников хадисов, составленных в 9 в. Хадис состоит из собственно текста («матн») и цепочки ссылок на рассказчиков и тех, кто этот рассказ передал («иснад»).