Коммуникация
Сообщение шум (информация) (лишнее, мешающее)
«шум» , искажение – необходимое присутствие в худ.тексте. (неоднозначность)
Стремление к уничтожению шума и ясности сообщения (однозначность)
2я половина 70х годов – Лотман изменил свое мнение. Раньше он думал, что язык – первичен, а текст – вторичен. Теперь Лотман думает иначе – текст предшествует языку. Текст предшествует языку. Текст – первичная данность, а язык – вторичная абстракция. Доказательство этого – ребенок начинает говорить текстами, не задумываясь о каких-либо правилах языка и грамматике.
Любое произведение искусства – текст на, как минимум, 2х языках, причем диаметрально противоположных.
Функции произведения искусства:
-
Передача информации (коммуникативная)
-
Порождение новых сообщений
«Текст» по Лотману – смыслопорождающее устройство.
Текст
язык язык естественный континуальные знаки, между которыми состоит из отдельных знаков: нет четких границ. Знаки не разлагаются слова-словосочетания-предложение – текст на отдельные элементы. Например, характер Это дискретные, свободно разложимые героя. и собираемые знаки.
Дискретные знаки континуальные знаки
Противоборство, конфликт, взаимоисключение, которое порождает смысл текста
Этот конфликт по Лотману – основа всей человеческой цивилизации
Левое полушарие мозга правое полушарие мозга
Дискретные знаки континуальные знаки
В.Н. Топоров
Использовал термин семантика, а не структурный анализ текста делали.
Текст – пространственный феномен. Его целостность определяется категориями восприятия пространства. Это необычно, т.к. литературный текст (как и музыка) – временное явление, а не пространственное, как картина или скульптура.
Топоров, говоря, что текст нужно рассматривать не линейно, не в последовательных событиях, а охватить взглядом весь0 целиком и одновременно.
Пространство делится на:
-
Измеримость – научное пространство. В нем важны абстрактные высота, ширина и длина.
-
Мифопоэтическое мышление – ненаучное пространство.
Участки разные по качеству, а не по количеству.