Плюралистическая модель развития культуры.
В первой половине XX в. в Европе была очень популярна теория циклического развития западноевропейских культур. Представители ее (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) считали, что не существует единой культурной истории, история есть смена культур, каждая из которых живет своей собственной, отличной и обособленной от других культурной жизнью.
Так, например, Н. Я. Данилевский основной критерий своей типологии культур видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного вида деятельности. Н. Я. Данилевский выделяет четыре основополагающих вида деятельности: 1) религиозную;2) собственно-культурную деятельность, которая реализуется в научной, эстетическо-художественной, технико-промышленной формах; 3) политическую; 4) экономическую.
Классификация культур Н. Я. Данилевского основана на доминировании какого-либо из этих видов деятельности. Классификация культур Н. Я. Данилевского приложима только к развитым культурам. Однако на стадии зарождения он выделяет несколько культур, которые заложили основы дальнейшего культурно-деятельного развития: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую.
Он выделяет три типа культур: 1) одноосновные культуры, где проявляется один из видов деятельности; 2) двухосновные культуры, где присутствуют и доминируют два вида деятельности; 3) полагает возникновение третьего типа культур – четырехосновного; по его утверждению, этот тип только возникает и таким типом может стать славянский культурно-исторический тип.
Освальд Шпенглер (1880–1936) рассматривает кризис и гибель культуры как ее судьбу, неизбежное и закономерное явление. Сама «жизнь» есть бесконечное зарождение и гибель культур, представляющих собой своеобразные «организмы» с твердой внутренней организацией, каждый из которых замкнут и абсолютно неповторим. Они могут существовать 1200–1500 лет, а затем исчезают, оставляя разнообразные памятники и следы, которые могут быть как-то использованы другими культурами, но заимствование или развитие ее внутренних принципов невозможно. Таким образом, О. Шпенглер отрицает культурную преемственность и единство человеческой культуры. Он выделяет 7 типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, культуру майя, византийско-арабскую. Ныне существует, согласно ему, западноевропейская культура, а также просматриваются признаки зарождения русской культуры. В конечном счете, по Шпенглеру, культура перерождается в цивилизацию, для которой характерно отрицание самой «жизни», техницизм, отказ от творческого восприятия мира. Через призму подобных воззрений О. Шпенглер рассматривает европейскую культуру XIX–XX вв.
А. Тойнби исследовал 21 цивилизационный тип, впоследствии сократив свою схему до 13 самостоятельных локальных цивилизаций. В современном мире, по его мнению, существует одновременно 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная. Исходя из позиций культурологического плюрализма он развил представление о круговороте локальных цивилизаций, сравнивая этот процесс с биологической эволюцией. В отличие от своих предшественников А. Тойнби полагал, что в будущем возможны достижение единства человечества на основе единства мировых религий и переход к «всемирной» религии.
- Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
- Культура как система. Структура и функции культуры.
- Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности. Культура гуманитарная и культура техническая.
- Человек в мире культуры. Культура и свобода человека.
- Плюралистическая модель развития культуры.
- Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
- Первобытная культура: общая характеристика. Первобытная религия. Искусство первобытности.
- Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древней Индии
- Культура Древнего Китая
- Язык и культура. Языки культуры.
- Религия в древнем мире и её влияние на культуру древности.
- Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.
- Античная мифология и ее отражение в культурах Древности и Нового времени.
- Культура Древней Греции: общая характеристика.
- Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима.
- Античная литература и театр
- Изобразительное искусство и архитектура античного мира.
- Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика.
- Общая характеристика культуры Византии.
- Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- Древнерусское искусство.
- Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- Искусство эпохи Возрождения.
- Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения. «Новый ренессанс» и новый . Кризис гуманизма.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- Актуальные проблемы современного искусства.
- Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.