logo search
Bilety

Русская культура в середине XIX в. А.И. Герцен. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.

Идейные кружки 1830-40-х годов, Т.Н. Грановский, Н.В. Станке­вич. П.Я. Чаадаев, его «Философическое письмо», реакция в обществе. Феномен «странной любви» к Отечеству. Концепция официальной народности, политика «управления умами», карательная практика самодержавия.

Формирование широких идейных течений. Западничество и славянофильство. Общее в их взглядах и различие. Их лидеры. Культурологические аспекты их концепций.

Зарождение революционного демократизма. В.Г. Белинский.. А.И. Герцен - центральная фигура духовной оппозиции 1840-50-х годов. «Вольная русская печать». Концепция «русского социализма».

Активизация общественного мнения - влиятельный фактор жизни России середины XIX в. Публицистика как центр идейной жизни. «Современник». Сближение мыслителя-реформатора и художника. «Эзопов язык». Распространение утопизма.

«Золотой век» русской культуры, становление художественной классики. Признаки классического произведения.

Характерные черты художественного творчества века. Формирование отечественных школ в литературе, живописи, музыке, театре, эстетике. Многообразие художественно-творческих направлений, их смена под влиянием мировоззренческих новаций. Возрастание эпического подхода в исследовании жизни. Углубление психологизма. Дискуссии по проблемам народности, гражданственности, национальной самобытности.

Концепция «естественных прав» и сентиментализм. Своеобразие русского романтизма, утверждение сильной, свободной личности; интерес к отечественной истории (В. Жуковский, К. Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, М. Лермонтов).

Поэтический взлет начала века. Феномен Пушкина, становление современного литературного языка, литературы нового типа. Утверждение художественного реализма как основного метода творчества. Проза Н. Гоголя, Н. Тургенева, И. Гончарова, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Мировое признание русского романа.

Формирование русского музыкального стиля. Городской ро­манс, А. Варламов, А. Гурилев, А. Алябьев. М. Глинка и признание отечественной оперы. Национальные мотивы в камерной и симфонической музыке.

Изменение социокультурной миссии театра - от зрелища к общественной трибуне. Русский водевиль. Отечественная драматургия: А. Грибоедов, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Островский, Л. Толстой. Эволюция от театральности к правде жизни. Малый театр, П. Мочалов, М. Щепкин.

Академия художеств - центр художественной жизни начала века. Совершенствование профессионального мастерства, утвержде­ние академизма. Высокая вдохновенность зодчества и скульптуры начала века, творчество А. Воронихина, К. Росси, И. Мартоса. Искусство городского ансамбля. Обращение живописцев к российской проблематике, к бытовому жанру, А. Венецианов, П. Федотов, В. Перов. Утверждение тематической картины как ведущего жанра отечественной живописи, К. Брюллов.

Формирование профессиональной литературно-художественной критики, искусствознания, эстетики. Деятельность В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, А. Григорьева.

Проблематика художественного творчества, обусловленность потребностями социального и духовного прогресса страны. «Заземление» художественно-творческих интересов и подходов. Антикрепостническая направленность. Проблема «маленького человека». «Суровая проза» вытесняет «высокий стиль». Противостояние передовых мастеров культуры официальной идеологии, цензурные гонения и репрессии. Размежевание художественной культуры и культуры религиозной, богословской.