Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья
Искусство миниатюры дает возможность развернуть не только сюжетное повествование, но применить во всей полноте художественную изобретательность в области орнамента. Хотя его сфера кажется областью творческой свободы, орнаментальные композиции иногда требуют едва ли не более жесткого следования канону, чем сюжетные изображения. Главный смысл этих композиций в церковном искусстве состоит прежде всего в передаче атмосферы Эдемского сада, утраченного Адамом, но вновь приобретенного для человека Христом.
В числе наиболее ранних орнаментальных символов Рая следует назвать птиц у Древа Жизни, виноградную лозу, павлина, феникса, пальмовую ветвь, процветший крест или хризму (монограмму Христа), обрамленную лавровым венком победителя [Покровский 1894: 23–37]. Перечисленные художественные метафоры имеют долгую жизнь как в миниатюре, так и в монументальном церковном искусстве. Образ Райского сада, запечатлевшийся в памятниках раннехристианской эпохи, позднее дополняется новыми метафорическими значениями.
Этот же набор мотивов присутствует в орнаментах различных византийских изделий декоративно-прикладного искусства, в частности, в произведениях торевтики. Здесь часто изображаются реальные и фантастические звери и птицы, виноградные листья, пальметты, акантовые побеги. Такая декорация стала, практически, транснациональной: она характерна для Ближнего Востока и Греции, Руси и Европы. Состоя из наиболее древних и чрезвычайно расхожих мотивов, известных со времен античности, перечисленные элементы в христианскую эпоху, делаясь украшением церковной утвари или интерьера, чаще всего получают традиционное библейское истолкование.
Продолжая тему армянской рукописной книги, нельзя не обратить внимания на чрезвычайную значимость орнаментального начала в этой традиции. Рассмотренные нами ранние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия, хотя и представляют собой сюжетные сцены, следуя инерции пост-античного искусства, в своем внутреннем строе они изменяют этой инерции, предлагая не-эллинистическую трактовку композиций. Рассмотренные сюжеты мыслятся в пространстве страницы как изысканный орнамент, не удивительно поэтому, что большинство других ранних манускриптов, восходящих, как правило, к Х веку, развивают именно орнаментальные элементы.
- Материалы и шрифт рукописной книги
- Ранневизантийские манускрипты VI в.
- Миниатюры Венского Диоскорида
- Миниатюры свитка Иисуса Навина
- Миниатюры Евангелия Раввулы
- Древние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия
- Общие выводы
- Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья
- Образ Источника Жизни в миниатюре
- Крест и хризма
- Символические изображения ранних Сакраментариев
- Гелазианский сакраментарий
- Сакраментарий архиепископа Дрого
- Коронационный сакраментарий Карла Лысого
- Сакраментарий Генриха II
- «Распятие» Евангелия аббатисы Уты
- Ковровые страницы ирландских рукописей
- Фигуративные изображения ирландских Евангелий
- Испанская миниатюра х века
- Библия Ла Кавы iх в.
- Леонская Библия 960 г.
- Моралия на книгу Иова 945 г.
- Орнаментальная космогония в Испанских Апокалипсисах
- Общие выводы
- Средневековый «классицизм»
- Репрезентативные композиции
- Иллюминированные Псалтири
- Классицистические черты в романском и раннеготическом искусстве миниатюры
- Миниатюры бестиариев
- Общие выводы
- Готическая миниатюра
- Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)
- Часословы
- Средневековые тенденции в живописи раннего Возрождения в Италии
- Некоторые цитаты из «Альбома»
- «Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения
- Общие выводы
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
- Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»
- Графика Боттичелли
- Графическое наследие Леонардо да Винчи
- Биографическая справка
- Графика Альбрехта Дюрера
- Книжная графика в Нюрнберге во второй половине XV в.
- Учебное путешествие Дюрера и его первые ксилографии
- Итальянские впечатления Дюрера и гравюры конца 90-х гг.
- «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
- Трактат Альбрехта Дюрера о живописи
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- Ранние работы в области книжной иллюстрации
- Алфавиты Ганса Гольбейна
- Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна
- Гольбейн – декоратор
- Ганс Гольбейн как портретист
- Заключение