Эволюционистское направление в культурологии (э. Тайлор, г. Спенсер, л. Уайт и др.).
Тайлор Эдуард Барнетт - (в неточной старой русской транслитерации - Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой - эволюционистской - научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.
В наиболее широком плане такой шаг мог быть сделан в той области знания, которая давала представление не только о физической эволюции человека или об изменении орудий его труда, но и о развитии всего, связанного с человеком, - его самого, его общества, его культуры в целом. Полнее всего этим целям отвечала этнография. Она стала часто называться человековедением, антропологией, и в англосаксонских странах это обозначение всего комплекса человековедческих дисциплин сохраняется до сих пор. Отсюда же и второе название эволюционистской школы в этнографии - антропологическая школа. Но какое бы содержание ни вкладывали отныне в понятие этнографии и как бы она отныне ни называлась, с проникновением в нее эволюционизма она впервые обратилась к выявлению закономерностей, т. е. впервые стала наукой.
Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся явлений. Впоследствии этот прием получил название типологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода.
Тайлор ввел в этнографию понятие "первобытный анимизм". Свою анимистическую теорию происхождения религии Тайлор проиллюстрировал впечатляющим сравнительным этнографическим и историческим материалом, призванным показать распространение анимизма на земном шаре и его эволюцию во времени. В наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом религиозных верований скорее всего был тотемизм, в котором люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь с непосредственным природным окружением.
КАРТИНА эволюционного изучения культуры была бы неполной без знакомства с еще одной влиятельной фигурой - Г.Спенсером. Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876-1896) Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.
Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.
Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
- Предмет, цели, задачи культурологии.
- Понятие, свойства, ценностная природа культуры.
- Структура культуры.
- Основные функции культуры.
- Культурогенез основные подходы и понятия.
- Типология культур.
- Теории культурно-исторических типов (локальных цивилизаций): н. Данилевский, о. Шпенглер, а. Тойнби.
- Эволюционистское направление в культурологии (э. Тайлор, г. Спенсер, л. Уайт и др.).
- Историко-культурологические идеи к. Ясперса. Теория «осевого времени».
- Языки культуры формы, классификация.
- Соотношение понятий культура и цивилизация.
- Культура и религия.
- Культура первобытного общества.
- Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
- Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
- Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
- Даосизм: теория и практика.
- Роль конфуцианства в культуре Китая.
- Особенности миропонимания человека Античности.
- Специфика социокультурного развития древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
- Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
- Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
- Романский стиль и готика в средневековой Европе.
- Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
- Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
- Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
- Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
- Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
- Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
- Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, Крещение Руси как переломный момент её истории).
- Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
- Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
- Отечественные мыслители 19 в. В поисках «русской идеи» (а. Герцен, п. Чаадаев, н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»). Западничество
- 1) Сущность и основные идеи
- Славянофильство
- 1) Сущность и основные идеи
- «Серебряный век» русской культуры.
- Особенности социалистической культуры.
- Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
- «Восток-Запад» проблема диалога.
- Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.