logo search
ответы по госэкзамену по истории искусств 2

43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.

Русский стиль- национальный стиль прежде всего в архитектуре это связано с осознанием национальной узнаваемости, самобытности. Допетровское (древнерусское) искусство, крестьянское русское народное искусство.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3 (15) мая 1848, село ЛопьялВятская губернияРоссийская империя — 23 июля 1926Москва,СССР) — русский художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Старший брат художникаАполлинария Васнецова. Учился в духовном училище (18581862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (18671868), затем в Академии художеств (18681873). В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (18811898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Фольклоризм- внутреннее родство с фольклорем ( метафоричность (поэтический символический образ) мифологическое мышление. Поле после побоища . Русские богатыри выделены и выглядят уснувшими. Богатыри- идеал русского народа. Птицы- метафоры битвы. Одушевленность природы. Связь человека и природы. Солнце садится- жизнь закатилась. Символизм. Цвет декоративнонасыщенный.

В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).