Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
После освобождения от монголо-татарского ига ( 1480г-стояние на р.Угре) При московском князе Иване Калите (Иван III) митрополит Петр перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву, первопрестольная стала церковной столицей всех русских земель. («Москва-третий Рим, и четвертому не бывать!» 1-Свящ.Римская империя,2-Византия, 3-наследница Византии-Русь). Общая хар-ка иск-ва 15-16вв:
Величественность, монументальность, масштабность, (полит., церковная мощь) Идея сильного централизованного гос-ва.
Праздничность, нарядность, декоративность.
Художественность складывается из 3х компонентов: -византийских традиций; -европейских традиций (строили итальянцы); -русских народных традиций.
Принцип моноцентризма: Все дороги ведут в Третий Рим-Москву.
Главный тип постройки- Кремль.
Московский Кремль. Стены каменные , красные, внутри кремля –все из камня, вокруг расчищено свободное место, деревянные постройки вынесены далеко за пределами кремл.стены. Внутри кремля—сад . (Сад для русского народа -рай на земле! =Святое место.) Башни –разные по форме и назначению. Успенский собор (арх.Аристотель Фиорованти) Большой кирпичный храм, много росписей. Архангельский собор ( арх. Аливи’с Новый)—усыпальница моск. князей. Ажурный, нарядный. Благовещенский собор Церковь Иоанна Лествичнина. Грановитая палата в Моск.Кремле .(арх. Мако Руффо и Пьетро Солари) Кладка камня гранями, для приемов гостей, торжественных мероприятий. Композиционный принцип Московского Кремля-принцип динамического единства (когда каждое здание раскрывается во время движения.
16век. Церковь Вознесения в с.Коломенском (арх. Петрок Малый) Это первая шатровая , башнеобразная церковь. Храм-памятник. Прототипами таких церквей были деревянные церкви (граненные, декоративные) и каменные европейские башни. Самая широкая часть церкви Вознесения образует в плане квадрат (четверик - первый ярус), на котором возведено основание "шатра" (восьмерик - второй ярус), в свою очередь, увенчанное восьмигранным конусом. Как в «живом организме» "перетекают" ярусы храма.
Храм Иоанна Предтечи в с. Дьяково. Центричная, многочастная, многобашенная композиция.
Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного). (арх. Постник Яковлев и Барма) Символизирует небесный храм Иерусалим. Собор возведен в ознаменование выдающегося события русской истории - взятия Казани в 1552 г. Центром ансамбля стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы. Восемь столпообразных храмов разной высоты окружили ее со всех сторон, образовав крестообразную конструкцию. В конце XVI в. появились нарядные луковичные главы, в XVII в. собор украсился яркой, праздничной, многоцветной раскраской, отражавшей эстетические вкусы того времени. В этой нарядности несколько растворилась исходная схема архитектурной композиции, но само сооружение не утратило величественности и торжественности. Зодчество второй половины XV-XVI в., судя по масштабам и разнообразию, по оригинальности архитектурных замыслов и высоте взлета творческой фантазии мастеров, является одним из самых ярких исторических достижений художественной культуры России.
Иконопись. Дионисий, наследник Андрея Рублева (сходность силуэта, цвета, изящество, манера письма). Наиболее выдающимся новатором-обновленцем в области русской иконописи в то время проявил себя Дионисий (ок.1440 - после 1502 - 1503), иконопись которого отличалась богатством цветовой гаммы. Он был признанным мастером, слыл любимым художником Ивана III, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле (росписи не сохранились).
Цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Эти фрески, дошедшие до нашего времени почти полностью, образуют ансамбль удивительной красоты. Краски Дионисия прозрачностью и нежностью полутонов сродни акварели. В палитре мастера очень редко тот или иной цвет представлен во всю силу тона (как доминант колористической гаммы). Дионисий предпочитал легкие и радостные бирюзовые, светло-зеленые, нежнейшие розовые и лиловые цвета, переливающиеся и незаметно переходящие в сияющий белый. Они мозаично сочетались с густыми пурпурно-вишневыми и темно-коричневыми тонами. Объединенные яркой синевой лазурного фона краски создавали аккорд исключительной декоративной выразительности.
Для Рублева характерны четкая ритмическая организация живописной плоскости, заостренное внимание к человеческому лицу и тщательность его изображения. В произведениях Дионисия, прежде всего, привлекает цветовая гармония, напоминающая колористику импрессионистов. Его живопись словно создана для радостного любования подобно тому, как живопись Рублева предназначена для восхищенного и вдумчивого созерцания. Дионисию нравилась масштабность, торжественность изображения. *Акафист Богородицы. *Церковь Воинствующая.(имеет полит.значимость)
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 39. Синтез критического и поэтического в творчестве п. А. Федотова
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 41. Творчество и.Е. Репина как пример метода аналитического реализма.
- 42. Значение творчества в.И. Сурикова.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 44. Новаторство и синкретизм творческого метода м.А. Врубеля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.