Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
Древнерусское время(средневековье):
1) феодальные отношения; 2) религиозное сознание(коллективность); 3) коллективная, традиционная , символичная культура, обобщенность.
Новое время:
Буржуазные отношения;
Научное сознание (Эпоха Просвещения);
Индивидуальная культура, авторство, новаторская культура, реалистичность, конкретность.
Петровские реформы-это культурная революция (до этого ,Крещение Руси в 988г-первая революция. ) Культурная революция-это коренной необратимый переворот.
Петр1 начал реформирование от того, что понимал, что Россия безнадежно отстала от европейских стран политически, экономически. Дал толчок в области просвещения: русский алфавит, Образовательная сфера(школа), Первые музеи, экспозиции, Академия наук. Но просвещение верхушечное (для избранных),в отличии от европы. Образование получало служивое дворянство. Курс на европеизацию: 1) через пенсионерство (отправление обучаться в европу); 2) приезд иностранных специалистов; 3) привоз образцов для подражания. Лучшие русские наработки не уничижались, не уничтожались, на них накладывались европейские наработки.
Доимператорский период (до 1721г.). Простота, рациональность, черты реализма.
Императорский период ( после 1721г.) (Голландия – демократич. Республика, Франция-самодержавная абсолютная власть. Ориентир был на Францию, отсюда= барокко.)
Общий характер искусства: 1) Новаторский ….живопись-портрет, историческая, батальная жив-сь,натюрморт,пейзаж. шпалеры (подражание живописи) фарфор, стеклоделие, архитектура. 2) Светский гражданский характер (общественный, нерелигиозный) архитектура, появление скульптуры (круглая, медальерная, рельефная) графика (печатная гравюра, газетно-журнальное дело, книгопечатание. 3) Научно-просветительный характер гравюра научного характера (Школа при Академии Наук, типография, школа Граверов,-основа для Академии Художеств.) 4) Пропагандистский характер. … Монументально-декоративные искусства, портреты, прославляющие людей. Пропаганда идей: --Человек(а не Бог) --Император (слуга Отечества!!!)=идея служения отечеству --Наука.
Новации в застройке г.Петербурга( гл. арх. Доменико Трезини): -регулярный план; (лучами от Адмиралтейства три главных проспекта) -коридорная застройка улиц (фасады зданий близко примыкают друг к другу, отсутствие зелени; -типовая застройка. Летний дворец. Кунсткамера.(арх.Маттарнови). Ансамбль Петергофа (прототип Версаля, только лучше, больше зелени, близость к природе.) Елизаветинское барокко (зрелое, Расстреллевское): Екатерининский дворец, Зимний дворец (Эрмитаж), Смольный монастырь. Бартоломео (отец и сын), и Расстрели—архитекторы.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 39. Синтез критического и поэтического в творчестве п. А. Федотова
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 41. Творчество и.Е. Репина как пример метода аналитического реализма.
- 42. Значение творчества в.И. Сурикова.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 44. Новаторство и синкретизм творческого метода м.А. Врубеля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.