7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
Геометрическая вазопись. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.
В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.
Ориентализирующий период Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.
Чернофигурная вазопись Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур. Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика». Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.
Краснофигурная вазопись Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными. Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
8 Ордер: дорический, ионический, коринфский. Сложение типов греческих храмов. Одним из величайших достижений греческих архитекторов было изобретение ордерной системы. Ордер в классической архитектуре — порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции. Ордер делится по вертикали на три основные части: опору, несущую и несомую системы. Опора может существовать в виде подия(высокая, обычно прямоугольная платформа с лестницей с одной стороны (на нем возводились храмы).под колоннами — многоступенчатого стереобата(многоступенчатый цоколь храма или колонны.
), но может быть оформлена иначе. Несущая система — это стена или колонна. Несомая система — это антаблемент, находящийся сверху. Он представляет собой архитектурный образ системы горизонтальных балок и в свою очередь делится по вертикали на три части: нижняя — архитрав, лежащий на капителях(завершение ствола колонны) колонн или на стене; средняя — фриз; верхняя — выступающий вперед и завершающий систему карниз. В архитектуре Древней Греции сложились ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Дорический и ионический ордера возникли в период архаики. Дорический ордер получил распространение на материковой Греции, а ионический
был связан с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ордер встречается в храмах Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии и др. Постройки ионического ордера — храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самос, а также (с некоторыми изменениями) храмы в святилище в Дельфах.
Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид. В этом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате(верхняя ступень и вся пов-сть стереобата). Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Одна треть колонны имеет энтазис — равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками {каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая каменная подушка и абака — квадратная невысокая плита, принимающая давление антаблемента. Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Этот ордер как «тяжелый» помещался преимущественно внизу архитектурного сооружения.
Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы — прямоугольные плиты — заполняют промежутки между триглифами. На поверхности метопы обычно помещается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.
Ионический ордер занимает среднее положение между дорическим и более легким коринфским ордером. Он сложился к концу VII в. до н.э. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Ионическая колонна символизирует грациозность женщины. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован. Коринфский ордер — самый легкий из трех ордеров греческой системы (возник в V в. до н.э., в эпоху классики). Коринфская колонна еще тоньше и стройнее, чем ионическая. Ее можно сравнить с образом прекрасной девушки. Увенчана колонна коринфского ордера пышной корзинообразной капителью с растительным орнаментом из листьев аканта. В многоэтажных постройках этот орден располагали сверху.
7 в. до и. э. характерен ростом городов и расширением масштабов строительства. С середины столетия появляются постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом монументальных сооружений были храмы, которые были и
культовыми и общественными зданиями. В 7 в. до н. э. вырабатываются различные типы храмов Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Главный фасад обрамляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Простиль имеет на фасаде четыре колонны, расположенные впереди антов. В амфипростиле колонны находятся и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма — периптер, где колонны располагаются по всему периметру сооружения.
Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище—целлу. Цела храма делится на три помещения : переднее—пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное —наос или целла (собственно святилище) и опистодом — со входом с заднего фасада.. Греческие храмы, начиная со второй половины 7 в. до н. э., строились из отдельных блоков камня, хорошо притесанных друг к другу и уложенных без применения раствора. Эти блоки составляли основную конструкцию сооружений, в то же время они являлись и средством архитектурного решения постройки. Таким образом, в греческой архитектуре существовала самая тесная, органическая связь архитектурно - художественного и конструктивного начал.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 39. Синтез критического и поэтического в творчестве п. А. Федотова
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 41. Творчество и.Е. Репина как пример метода аналитического реализма.
- 42. Значение творчества в.И. Сурикова.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 44. Новаторство и синкретизм творческого метода м.А. Врубеля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.