logo search
1 kurs

Самые известные постройки Равенны:

Мавзолей Галлы Плацидии. Название храма условное, на самом деле он являлся придворной капеллой, посвященной мученику Лаврентию, покровителю династии Феодосия. Этот мавзолей был украшен мозаиками под руководством Галлы во II четверти V века. Маленький храм в форме греческого креста, перекрытого куполом на парусах, по типу и по функции явл. мартирием.

Баптистерий Православных (украшенный при архиепископе Неоне (451-473 гг.))

Арианский баптистерий (возведен и декорирован при Теодорихе (493-526 гг.))

Архиепископская капелла (украшена мозаикой в 494-520 гг.)

Самые известные циклы мозаик расположены в базилике Сант Аполлинарио Нуово (ок.530/556 гг.) Эта базилика была построена в нач. 6 века королем остготов Теодорихом. При Юстиниане базилика была освещена как базилика Мартина Турского и только в середине 9 века собор стали называть церковью Сант Аполлинарио Нуово (Новой церковью св. Аполлинария). Центральный неф этого сооружения огражден 2-мя рядами стройных колонн, специально доставленных из Константинополя (всего 24 колонны). Мозаики расположены в 3 яруса. В самом нижнем — шествие мучеников (справа) и мучениц (слева) от западной стены к алтарю. Ритм этого яруса частый и монотонный. Эти фризы с четким ритмом изображенных фигур, как бы вторят ритму расположенных под ними колонн. Шествие направляется к образам Богоматери и Спасителя, восседающим на престолах с двух сторон базилики, перед алтарем. Золотой фон «выталкивает» фигуры изображенных за пределы стенной плоскости и объединяет их с пространством интерьера. Мученики и мученицы воспринимаются как реально присутствующие в храме за литургией. Мотив «веризма» (т. е. совпадения изображения с реальностью) был усилен зрительно достоверными деталями: в западной части, где начинается процессия мучеников​ изображены дворец Теодориха и равенский порт Порто ди Классе, а шествие возглавляется самим Теодорихом и его супругой. Лица представленных персонажей практически идентичны. Все девушки юные, грациозные, причесанные, одинаково одетые. Мученики больше отличаются друг от друга, но вся разница сводится к их возрасту и форме бороды. Ритм среднего ряда — гораздо более разряженный (фигуры апостолов и пророков). Он определен не мотивом шествия, а предстоянием в зоне чистого света, отсюда его свобода, обилие пространства и воздушность. Мотив чистого райского бытия подчеркнут присутствием птиц.

Третий ярус — самый верхний и узкий — заполнен сценами чудес (слева) и Страстей Христовых (справа).

Среди наиболее интересных храмов Равенны стоит отметить церковь Сан-Витале. Постройка и последующее украшение его мозаикой связаны с возвращением Равенны под византийский патронат. Храм был заложен при епископе Экклесии (до 532 г.), декорация его закончена в 545 г., а освещен он в 547 г. Его постройку финансировал знаменитый банкир и последовательный сторонник Византии и Западной Империи Юлиан Аргентарий. Храм по типу восьмиугольный мартирий с двухъярусным обходом и эскедрами, раскрывающимися в центральное пространство аркадами. Внешне здание грубое и тяжеловесное. Все художественное великолепие сосредоточено внутри.

Мозаика в интерьерах церкви Сан Витале имеет много общих черт с раннехристианской мозаикой:

Наряду с религиозными сюжетами, большое место отводится светской тематике (церемониальный выход императора Юстиниана и его супруги императрицы Феодоры со свитами в храм). Эти 2 композиции, расположенные напротив друг друга в нижнем ряду пространства перед алтарем, служат прославлению императорской власти. Черты императора и его супруги наделены, несомненно, портретным сходством, но в то же время условны. Основным является передача духовного состояния. Доминирует определенный тип лица — с преувеличенно крупными чертами, с пристальными расширенными глазами, с приковывающим взглядом. Такие лица обладают экспрессивной выразительностью, хотя они похожи друг на друга.

Симметрия или повторное чередование фронтальных застылых фигур, расположенных сплошным рядом на золотом фоне, создает композиционную скованность и статичность. Исчезает ощущение пространства, объема и пластичности формы. Плавность тональных переходов заменена яркими локальными красками, имеющими символическую определенность. Характерно плоское цветовое пятно и жесткая графика линий. Контур цветового пятна, как и контур линейный, становится главным средством эмоционального воздействия. Все компоненты стиля устойчивы и лишены живой гибкости.

В этот период получает развитие книжная миниатюра, что было связано с большим значением, которое имела книга в духовной жизни Византии. Главное место занимала религиозная литература, распространявшаяся в огромном кол-ве рукописей с иллюстрациями. В книжной миниатюре определился переход от античной книги-свитка к кодексу, то есть к книге, состоящей из отдельных сшитых листков. Одновременно изменились и принципы иллюстрирования, вместо иллюстраций в тексте, частыми стали отдельные иллюстрации, которые вшивали в книгу. Такие иллюстрации требовали завершение ограниченной форматом листа станковой композиции.