logo
1 kurs

"Палеологовский ренессанс" (1261-1453)

Это последний период существования Византии и время последнего расцвета ее культуры.

Основная тенденция этой эпохи как в живописи, так и в архитектуре - изживание монументальности.

Было создано немало оригинальных произведений как церковной, так и светской архитектуры. В целом, размеры построек стали значительно скромнее. Это было вызвано, с одной стороны, оскудением империи после разграбления ее крестоносцами (1204-1261 г.г.), с другой стороны, философией нового ощущения контакта с Богом - не путем общей молитвы, а через индивидуальное внутреннее сосредоточение. Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам. Поздневизантийская архитектура отличается декоративностью и живописной кладкой стен.

В конце 13 века в искусстве нарастает укрупнение образов, ясность, простота, лаконизм. Возникает особый тип икон - «Житийные» - крупный образ святого, окруженный рамой, состоящей из мелких сцен-клейм с изображением событий из жизни этого святого или совершенных им чудес.

В конце 13 века стали создаваться мощные, полные героического подъема образы.

В начале 14 века византийское искусство тонкое, изысканное, отмеченное влиянием античного искусства. Образы икон этого периода всегда индивидуальные. Пропорции фигур правильные, движения гибкие, позы устойчивые. Эти иконы очень красивые по исполнению.

Во второй половине 14 века в художественных образах увеличиваются напряжение, взволнованность, исчезают гармония и спокойствие, появляется острота душевных переживаний.

Во второй половине 14 века в Византии возникает движение «исихастов» (от греч. «молчание») . Одним из теоретиков этого движения был монах Григорий Палама, учение которого на Соборе 1351 года получило признание. Палама разработал учение о единении человека с Богом. Он считал, что человек, ведущий праведный образ жизни может удостоится Божественного озарения, а затем слияния с Богом. И каждый истинно верующий должен стремится достичь такого озарения, т. е. Соединиться с Богом не путем общей молитвы, а через углубленное размышление и безмолвную молитву.

Исходя из этих идей происходят изменения в архитектуре: строятся небольшие миниатюрные храмы, как часовни, или перестраиваются старые. Но орнаментация стала богаче, композиции ансамблей — живописнее; пропорции — более хрупкими.

В живописи плотные яркие цвета сменяются приглушенными оттенками нежно-розового, голубого, сиреневого. Мастера предпочитают мозаике фреску, миниатюру и икону.

Высокая одухотворенность Палеологовской эпохи сказалась и в прикладном искусстве, где получило особое развитие художественное шитье. Оно существовало в Византии и раньше, но занимало починенное место по сравнению с ювелирным искусством. Когда иссякло золото в императорской казне мастерам перестали заказывать ценные вещи, и они разучились делать красивые эмали, мозаичные иконы, ажурные украшения. К тому же византийцы стали утрачивать вкус к вызывающей роскоши. Прежняя роскошь была невозможна. Своеобразным воспоминанием о золотых предметах стало золотое шитье. В отличие от более раннего шитья оно стало сюжетным. Чтобы сделать шитье дорогим использовали золотые и серебряные нити, которые клались «вприкреп», т. е располагались на основе и пришивались к ней изящными стежками шелка. Стежки-прикрепы можно было разнообразить, располагая их то лесенкой, то елочкой, то другими узорами; благодаря таким ухищрениям вышивка обретала роскошный, драгоценный вид.