logo search
печать 3

37. Тв. Яна Матейко

Ян Алоизий Матейко родился 23 июня 1838 года в Кракове в доме №41 по улице Флорианьской. Его отец, Франтишек Матейко (ополячившийся чех, учитель музыки), с большим уважением относился к прошлому польского народа и всеми силами стремился привить это уважение своим детям.

Маленький Ян очень рано стал интересоваться историей, и это его увлечение поддерживал старший брат Франтишек, историк, доктор права (благодаря ему в доме всегда было множество книг). Он же, заметив, что Ян с большой неохотой посещает занятия в гимназии Св. Анны, убедил отца отдать его в Школу изящных искусств. И Франтишек оказался прав: здесь, в Школе изящных искусств, Ян стал учиться с завидным усердием. Более всего его увлекало изучение архитектурных памятников Кракова. Надо сказать, что страсть зарисовывать исторические сооружения осталась у Матейко на всю жизнь, а свои альбомы, испещренные этими зарисовками, он любовно называл «скарбчиком».

В 1853 году Матейко втайне от учителей написал небольшую картину «Торжественная выдача Жолкевским братьев Шуйских на сейме в 1611 г.». Первое произведение художника еще очень далеко отстояло от совершенства — отсутствовал динамизм композиции, образы персонажей не были прорисованы достаточно четко. И все же картина нашла своего покупателя — антиквар Тафет купил ее за 30 гульденов. Матейко в это время не исполнилось и пятнадцати лет. По окончании Школы в 1858 году Ян Матейко получил государственную стипендию, которая позволила ему продолжить обучение в Мюнхене, а затем в Вене. Он очень тяжело переживал разлуку с Польшей.

В 1862 году Матейко создал первое из своих знаменитых полотен — «Станьчика». Эту картину считают выражением «идейного кредо» художника. На ней Матейко изобразил королевского шута, сидящего в тишине роскошных палат и размышляющего о будущем страны — в одиночестве, вдали от шумного веселья придворных. Отождествляя себя со Станьчиком, в котором поляки в то время видели символ патриотизма, художник придал ему портретное сходство с самим собой. Образ Станьчика появляется и в последующих работах Матейко — «Колоколе Зигмунта» и «Прусской дани».

Январь 1863 года возродил среди поляков надежды на получение желанной независимости. На польских землях, входивших в состав Российской Империи, вспыхнуло восстание. Восстание закончилось полным поражением поляков. Под влиянием этих драматических событий Матейко изменил свой прежний замысел, согласно которому он хотел посвятить все свои картины славным и наиболее памятным датам истории Речи Посполитой. К концу апреля Матейко закончил «Проповедь Скарги». Эта тема появлялась у Матейко еще в ранних эскизах. В образе Петра Скарги, придворного казначея короля Сигизмунда III Вазы, и в его знаменитых проповедях Матейко видел пример страстного патриотизма, столь близкого ему самому. Работая над «Проповедью Скарги», Матейко отошел от того шаблона, которому обычно следовали живописцы XIX века, работавшие в историческом жанре. Художник стремился в одном отдельно взятом моменте показать развитие множества сюжетов, составивших данное историческое событие. Следуя своей идее, он поместил на огромный холст (224 х 397 см) исторических деятелей, которые в действительности никак не могли встретиться в это время в этом месте. Представленная на выставке в Париже в 1865 году «Проповедь Скарги» вызвала восторг публики и похвальные отзывы критиков, а ее автор удостоился золотой медали. После «Проповеди Скарги» все с нетерпением ждали от мастера нового произведения «в том же духе». И Матейко не замедлил оправдать ожидания общественности. Он обратился к еще одной печальной странице польской истории, написав картину «Упадок Польши». Здесь он изобразил участников заговора — виновников раздела страны и потери независимости. На выставке картина пользовалась невероятным успехом, но пресса встретила ее потоком критики. Знать почувствовала себя оскорбленной: в «Упадке Польши» Матейко показал многих аристократов изменниками, предателями. Художника обвиняли в исторических неточностях, высмеивали его натуралистическую манеру, говорили о нелепости, негармоничности его палитры. Члены жюри Всемирной Парижской выставки 1867 года этих недостатков, однако, не заметили и вновь присудили Матейко золотую медаль. А саму картину за 50 тысяч франков приобрел для своей коллекции император Франц Иосиф I.

В 1873 году Яну Матейко 35 лет, он находится на вершине славы. Из Праги ему пришло предложение возглавить местную Академию художеств, и тогда же, наперебой этому предложению, Школа изящных искусств Кракова тоже стала просить Матейко занять пост директора. Он принял последнее предложение.

В 1875 году художник начал писать «Битву под Грюнвальдом». Работа над этой колоссальной картиной заняла три года. Варшавский банкир Давид Розенблюм купил ее еще до того, как она была завершена, за 45 тысяч злотых.В последующие годы Матейко создал целый ряд картин, в том числе «Прусскую дань» и «Яна Собеского под Веной» (картина была передана Ватикану в качестве дара польского народа). Умер Матейко 1 ноября 1893 года от преследовавшей его долгое время язвенной болезни желудка. Попрощаться с живописцем пришел весь Краков, проводив его в последний путь к месту погребения на Раковицком кладбище. В его честь прозвучали пушечные залпы и несколько ударов столь дорогого художнику Колокола Зигмунта.