30. Тв. Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо (1861-1973)- выдающийся художник 20 века, живописец, рисовальщик, гравер, скульптор, один из основателей кубизма.
Пабло Пикассо получил основы изобразительного искусства у своего отца – учителя рисования. Затем с 14 лет он обучался в барселонской Академии художеств «Ла Лонха», в 16 лет поступил в Королевскую Академию Сан-Фернадо в Мадриде. В 1904 году художник перебирается в Париж.
На начальном этапе творчества П.Пикассо испытывает влияние П.Сезана, П.Боннара, А. де Тулуз-Лотрека и др. Постепенно колорит его произведений меняется, в нем начинают преобладать голубые тона. Этот период его творчества носит название «голубого». Он изображает обескровленные лица, унылые фигуры, обездоленных людей, бездомных нищих. От его полотен веет безысходностью («Странствующие гимнасты», 1901; «Ужин слепца», 1903). Фигуры людей вытянуты в длину и изображены резкими угловатыми линиями. Фон изображения – синий.
Следующий период творчества П. Пикассо (1904-1906 гг.) называют «розовым», т.к. колорит его картин вливается розовый цвет, как надежда на будущее. И герои его произведений более жизнерадостные – актеры цирка, акробаты, шуты, арлекины («Актер», 1904; «Девочка на шаре», 1905). Вершиной творчества этого периода считается его картина «Семья бродячих комедиантов» (1905). Персонажи на нем выражают одиночество и отрешенность.
Спустя некоторое время художник начинает эксперименты в стиле кубизма. Толчком к этому послужило его увлечение примитивистской африканской скульптурой.
Одной из первых работ в стиле кубизма стала картина «Авиньенские девушки» (1907). В данном полотне виден сюжет, но реализм уже исчезает. Фигуры женщин изображены геометрическими формами и вогнуто-выпуклыми плоскостями рисунка. Частично ещё чувствуется присутствие светотеневой моделировки с применением растушевки, но уже активно используется штрих.
В кубистском творчестве Пикассо выделяют два этапа – аналитический и синтетический.
Аналитический кубизм характеризуется элементарным разложением фигур на разрозненные единицы и плоскости («Даниэль Анри Канвайлер», 1910).
В период синтетического кубизма Пикассо использует различные знаки: элементы живописи, графические знаки (ноты, буквы, цифры), обозначения игральных карт и коллажи из бумаги, афиш, газет. Все вместе это выражает проблемное, сложное отношение между способами отражения реальности («Моя красавица», 1914; «Человек с трубкой», 1914).
Наряду с живописью художник увлекается и другими видами творчества – скульптурой, сценографией. Если для некоторых художников кубизм был лишь ступенью для перехода в другие направления творчества, то для Пикассо кубизм явился одним из методов работы.
В тридцатые годы в работах художника прослеживаются мрачные, трагические черты. Видимо это было связано с предчувствием новой грядущей катастрофы и трагическими событиями в личной жизни. Он изображает кровавые сцены насилия и смерти, злые силы природы («Коррида. Смерть Тореро», 1933; «Минотавромахия», 1935).
События в Испании нашли отклик в творчестве П.Пикассо, он написал живописную картину «Герника» (1937). Здесь можно заметить некоторые элементы реализма. Картина стала предупреждением человечеству о грядущей войне, об ужасах фашизма, она вызвала эмоциональный взрыв в обществе. Свой протест и тревогу автор выразил с помощью ломких линий пресекающих лица героев картины. Это панно Пикассо не потеряло своей значительности и в наше время. Оно звучит как предупреждение. Это полотно размером 3,5 м в высоту и около 8 м в ширину Пикассо написал менее чем за месяц.
Пикассо взял за основу сюжета и композиции картины не разработку реального события, а ассоциативные связи образов, рожденных его потрясенным сознанием. Образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами – нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, все остальное отброшено. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Любая индивидуальность, любые подробности были бы здесь излишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо рискнул передать агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков. Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, стоит бык с выражением мрачного равнодушия на морде. Все кругом гибнет, и только этот бык возвышается над поверженными людьми, вперяя в них неподвижный взгляд. Этот контраст равнодушия и страдания в первых набросках к «Гернике» был едва ли не главной опорой всей картины, но Пикассо не остановился на этом, и в правой части полотна, рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх, появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости.
Антивоенная политика продолжена в таких работах Пикассо, как «Резня в Корее» (1951), панно капеллы в Воларисе «Война» и «Мир» (1954).
В послевоенные годы художник увлекся литографией. Рисует агитационные плакаты. Мир его героев радостен и светел. В графических работах художника видна большая связь с реальным миром.
В поздний период творчество художника оставалось обширным и многогранным. Он импровизирует в классической манере, а так же пишет пейзажи, интерьеры, портреты с фантастическими событиями.
Творчество П.Пикассо заняло особое место в изобразительном искусстве 20 века, благодаря его многогранному таланту и мастерству.
- 39. Гв. Ван Гога.
- 38. Тв. Поль Гогена.
- 37. Тв. Яна Матейко
- 36. Тв. Эдгара Дега, Ренуар, Моне.
- 35. Тв. Роберта Раушенберга.
- 33. Тв. Гавриила Ващенко, Кишенко, Савицкого.
- 32. Тв. А. Иванова.
- 31. Тв. Владимира Татлина, Лентулова.
- 30. Тв. Пабло Пикассо.
- 29. Тв. Сальвадора Дали.
- 28. Тв. Амадео Модильяни.