logo
печать 3

39. Гв. Ван Гога.

Винсент ван Гог (1853-1890) - голландский художник и график, наряду с Сезанном и Гогеном крупнейший представитель постимпрессионизма. Хотя творческая жизнь Ван Гога продолжалась всего 10 лет, она была необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин. За последние 70 дней жизни он написал 70 картин. После смерти слава художника быстро росла. Эмоциональная глубина его творчества оказала огромное влияние на искусство 20 века, в частности на фовизм и экспрессионизм.

Родился художник 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины, и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. В 1877 Ван Гог приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником в Боринаже, шахтерском районе Бельгии. В это время он начал рисовать. Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. От него Винсент получал не только скромное содержание, но также и моральную поддержку, несмотря на их частые расхождения во взглядах.

В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества, и часто изображал ее на картинах. Когда она ушла от него, художник в конце 1883 вернулся к родителям, которые жили тогда в Нюэнене. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля – изображает крестьян за ужином. Полотно выдержано в темной гамме, словно напоминающей о цвете земли, которую возделывают крестьяне. Создавая картину в сдержанном колорите, художник в этот период все больше внимания уделяет формальной стороне картины.

После поездки в Париж и знакомства с импрессионистами в 1886 году манера Ван Гога несколько меняется. Его полотна становятся более эмоциональными. Они будто наполняются светом. Палитра обогащается, она становится более красочной, картины словно преображаются. В полной мере раскрыться творческому потенциалу художника помогает путешествие на юг Франции именно здесь он создает полотно под чарующим названием "Сад поэтов". Сам Ван Гог воспринимал городской сад как особое пространство, где можно, предаваясь своим мыслям, освободиться от тяжести забот повседневной жизни. Такой сад, по мысли Ван Гога, способен разбудить воображение и творческую фантазию. Сад, словно живой организм, его буйная зелень, листва и трава переживают постоянное обновление и таят в себе законы вечности. Пытаясь постичь непреходящие законы мироздания и отразить этот процесс в своих работах, Ван Гог мастерски использует символику цвета, он играет его "созвучиями" и "контрастами", благодаря чему полотна приобретают свой собственный ритм и звучание. Так, нетрудно заметить, что желтые, солнечные тона становятся едва ли не главными в полотнах живописца. Желтый - символ жизни, зрелого и полноценного урожая, выращенного руками тружеников-крестьян (особенно ярко проявляется в полотнах "Подсолнечники" и "Сеятель").

Природа на картинах Ван Гога живет собственной полноценной жизнью, она динамична, постоянно пребывает в движении, преобразуется и видоизменяется.

Как в природе художник пытается найти духовное начало, так и в окружающих людях его привлекает богатство внутреннего мира. Ван Гог нередко запечатлевает симпатичных ему людей, зачастую своих друзей. Портреты "Арлезианка", "Почтальон Рулен", "Зуав" будто излучают любовь и уважение, чувства, которые живописец испытывает по отношению к портретируемым. Контрастная палитра этих полотен становится символическим воплощением жизненных трудностей и радостей, воли к жизни, несмотря на трудности, выпавшие на долю этих людей.

Буквально во всем Ван Гог пытался найти человеческое, поэтому столь трудно ему было жить и работать в мире, где человек отождествлялся с машиной и его значимость оценивалась лишь с точки зрения его полезности. Духовная жизнь все меньше становится востребованной, а прежние связи в процессе развития цивилизации и прогресса рушатся. Эта причина и субъективные пессимистические настроения приводят художника к болезни (психическому расстройству).

В 1889 году он становится пациентом лечебницы Сен-Реми. Однако эти годы не проходят для мастера бесследно, после кризиса он продолжает творить. В это время он создает множество портретов, пейзажей с кипарисами, этюдов, копий полотен Милле.

В Сен-Реми. он создал свое оригинальное полотно "Прогулка заключенных", отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.

В "Звездной ночи" (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета.

Последние произведения художника, среди которых - "Пейзаж в Овере после дождя", восхищающий чистотой и словно первозданной красотой мира, были созданы в Овере, небольшой деревушке под Парижем. Именно здесь один из самых почитаемых в ХХ веке художников уходит из жизни. Так и не понятый своими современниками, он оставляет потомкам множество шедевров и удивительных писем, обращенных к брату Тео. Эти письма стали одними из самых интересных размышлений о творчестве и жизни художников XIX века.