5. Искусство Двуречья, хронология его развития, особенности скульптурной пластики.
Количество храмовой скульптуры Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.эПамятники представляют собой небольшие, размером до 35—40 см, статуэтки, выполненные из мягких пород камня (известняка, песчаника, местного алебастра). Стилистически их можно разделить на две большие группы — северную и южную. Северную группу отличают более вытянутые, стройные пропорции и несколько более тщательная, чем на юге, обработка. Обе группы объединяются, однако, общей тенденцией к отказу от правильной передачи пропорций человеческого тела, к искажению и гипертрофии отдельных черт человеческого или антропоморфного божественного облика, при определенной функциональной выразительности всей фигурки в целом. Магических требований сходства скульптурного изображения с оригиналом не было; передача внутреннего состояния оказалась важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче. Поэтому антропоморфное божество, наделенное сверхъестественными свойствами, отнюдь не воплощалось в облике телесно гармоническом и совершенном. При этом, несмотря на общие идеологические требования, которые выдвигались перед искусством развивающимся институтом жрецов, вплоть до конца III тыс. до н.э. единый канон так и не был выработан, хотя некоторые общие правила и существовали: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода и прически передаются при помощи незначительно варьирующихся, но в общем однообразных приемов, подчеркиваются глаза и уши. Но в этих пределах позы, одежда, детали узоров в глиптике бесконечно разнообразны и не унифицированы. Совершенно другую картину мы наблюдаем в тех случаях, когда искусство оказывается более свободным от идеологической нагрузки. Примером может служить прекрасная скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами, по которой видно, что в изображении животных шумерские мастера точны и наблюдательны.
- 3. Скульптурный портрет в искусстве Древнего Египта, его связь с заупокойным культом. Рост реалистических тенденций в искусстве Египта периода Среднего царства.
- 4. Рельефная пластика и живопись в искусстве Древнего Египта. Каноничность, особенности композиции.
- 5. Искусство Двуречья, хронология его развития, особенности скульптурной пластики.
- 6. Эгейское искусство. Особенности развития. Отличие искусства Среднеминойского и позднеминойского периодов.
- 7. Искусство Древней Греции. Хронология развития. Формирование классического стиля в греческом искусстве.
- 9. Искусство поздней классики и эллинизма в Древней Греции. Ведущие мастера греческой пластики: Скопас, Пракситель, Лисипп.
- 10. Искусство этрусков и его роль в становлении древнеримского искусства.
- 12)Особенности развития скульптурного портрет в древнеримском искусстве
- 13) Формирование византийского искусства. Культовый характер, особенности живописной системы в византийском искусстве.
- 14.) Романское искусство и его особенности
- 15) Формирование реалистических тенденций в готическом искусстве. Синтез искусств в готическом соборе.
- 16.) Общая характеристика искусства Возрождения
- 17)Истоки проторенессанса и его значение в формировании культуры
- Возникновение и характерные черты Этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу приходящийся на 1200-е ,1300-е годы. Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождение.
- 18) Ранний ренессанс в Италии. Скульптура раннего Возрождения в Италии
- 19. Формирование новых принципов в живописи раннего Возрождения в Италии.
- 20. Характеристика искусства Высокого Возрождения в Италии. Ведущие мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буонаротти, Тициана.
- 21. Позднее Возрождение в Италии. Формирование маньеризма. Венецианская живописная школа.
- 22. Искусство Северного Возрождения и его отличие от итальянского. Характерные черты.
- 23. Возрождение в Нидерландах, его особенности и представители.
- 24. Искусство немецкого Возрождения. Противоречивый характер искусства, ведущие представители.
- 25. Формирование художественных стилей в искусстве Италии 17 века. Караваджизм и его влияние на европейскую живопись 17 века.
- 26. Искусство Фландрии в 17 веке. Фламандское барокко и его представители.
- 27. Голландский реализм 17 века. Малые голландцы и художественные принципы.
- 28. Искусство Испании 17 века. Противоречивый характер творчества испанских мастеров.
- 29. Французский классицизм 17 века, как стиль абсолютной монархии. Ведущие представители.
- 30. Искусство Франции 18 века. Формирование стиля рококо.
- 31. Развитие живописного портрета в искусстве Англии 18 века. Пейзаж в творчестве д.Констебля.
- 32. Общая характеристика искусства Франции 19 века. Влияние идей Французской буржуазной революции на его развитие.
- 33. Формирование классицизма, реализма и академизма в искусстве
- 34. Новаторский характер искусства Франции второй половины 19 века. Сложение импрессионизма, неоимпрессионизма, постимпрессионизма. Ведущие представители.
- 36. Особенности постимпрессионизма, его представители
- 37. Модернизм в искусстве 20 века.
- 39. Искусство Киевской Руси 11 века. Роль Византии в его становлении. Культовый характер искусства.
- 40. Русское искусство 12-13 веков. Влияние феодальной раздробленности на его развитие.
- 41. Особенности развития русского искусства в период монголо-татарского ига 13 -15вв.
- 42. Творчество великих мастеров ф.Грека, а.Рублева, Дионисия.
- 43. Русское искусство 15 -17 веков.
- 44. Формирование светского искусства в России 18 века. Роль Петра I в его становлении
- 45. Развитие портрета в русском искусстве 18 века.
- 46. Русское искусство первой половины 19 века. Синтезирующий характер его развития.
- 47. Развитие реалистического стиля в творчестве русских мастеров первой половины и середины 19 века.
- 48. Пейзажная живопись в русском искусстве 19 века.
- 49. Русское искусство второй половины 19 века. Многообразие видов и жанров.
- 50. Возникновение Товарищества передвижных выставок. Его характеристика. Представители.
- 51. Яркие представители русского искусства рубежа 19-20 вв. М.А. Врубель, в.А.Серова, и.Е.Репин.
- 52. Творческие группировки рубежа начала 20 века: “Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”.
- 53. Соцреализм в отечественном искусстве 30 – 50-х гг. 20 века
- 54. Многообразие в развитии отечественного искусства второй половины 20 века.