1.2. Концепция "Завета"
Итак, две части Библии названы Ветхим и Новым Заветом. Так что же такое Завет? Этому термину соответствует греческое diatheke, т.е. договор, завет, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависила от Бога, его чистой благой воли, воли Дарующего.
Вот, некоторые из текстов, особо примечательных: в Книге Бытия, 9, после потопа Бог сказал Ною: "Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас... Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли". В Исходе, 24, читаем еще более красноречивые строки об альянсе Бога с Израилем на Синайской горе: "И пришел Моисей, и пересказал народу все слова Господни и все законы; и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Яхве и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых. И послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник. И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны. И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Яхве заключил с вами о всех словах сих".
Словами пророка Иеремии (31,31) обещан "новый завет": "Вот наступают дни, говорит Яхве, когда Я заключу с домом Израиля ...новый завет, — Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Яхве. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Яхве, вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: "познайте Господа!", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Яхве, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более".
Автор "Послания к Евреям" (9,11) так объясняет смысл нового завета: "Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, который Духом Святым принес себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя. Потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: "это кровь завета, который заповедал вам Бог". Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения".
В Евангелии от Матфея (26,27) устами Христа говорится: "...И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
- 1. Структура и значение библии
- 1.1. Книги, составляющие Библию
- 1.2. Концепция "Завета"
- 1.3. Боговдохновенность Библии
- 2. Фундаментальные библейские идеи философского значения,поднимающиеся над греческим горизонтом
- 2.1. Революционный смысл библейского послания
- 2.2. Монотеизм
- 2.3. Креационизм
- 2.4. Антропоцентризм
- 2.5. Номотетический Бог и закон как божественное повеление
- 2.6. Личностное Провидение
- 2.7. Первородный грех, его последствия и искупление
- 2.8. Новое пространство веры и Духа
- 2.9.Греческий Эрос и христианская Агапэ(любовь как благодать)
- 2.10. Переоценка ценностей, проделанная христианством
- 2.11. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа
- 2.12. Новый смысл истории и жизни человека
- 2.13. Греческая мысль и христианское послание.
- 1. Доктринальные и философские проблемы в связи с библией
- 2. Филон александрийский и его философия-мозаика
- 3. Гносис
- 4. Апологеты-греки и первая философская разработка христианства,проделанная катехизисной школой александрии
- 4.1. Греческие апологеты II века: Аристид, Юстин, Тациан
- 4.2. Катехизисная школа Александрии: Климент и Ориген
- 5. Золотой век патристики (IV— первая половина V в.)
- 5.1. Наиболее значительные персонажи золотого века патристики и Никейский символ веры
- 5.2. Светила Каппадокии и Григорий Нисский
- 6. Последние могикане греческой патристики: дионисий ареопагит,максим исповедник и иоанн дамаскин
- 6.1. Дионисий Ареопагит и апофатическая теология
- 6.2. Максим Исповедник и последняя христологическая баталия
- 6.3. Иоанн Дамаскин
- 1. Латинская патристика до августина
- 1.1. Минуций Феликс и первое сочинение христианско-латинской апологетики
- 1.2. Тертуллиан и полемика против философии
- 1.3. Христианские писатели III века и начала IV: Киприан, Новациан, Арнобий и Лактанций
- 2. Святой августин и апогей патристики
- 2.1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина
- 2.2. Философствование в вере
- 2.3. Открытие "личности" и метафизика "душевных глубин"
- 2.4. Истина и прозрение
- 2.5. Бог
- 2.6. Троица
- 2.7. Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена"
- 2.8. Структура темпоральности и вечность
- 2.9. Зло и его онтологический статус
- 2.10. Воля, свобода, благодать
- 2.11. "Град земной" и "Град Божий"
- 2.12. Суть человека — это любовь
- 1. Сочинения северина боэция
- 1.1. Боэций: последний из римлян и первый из схоластов
- 1.2. Боэций и "логический квадрат оппозиций"
- 1.3. Средневековое истолкование квадрата оппозиций
- 1.4.Гипотетические пропозиции и гипотетические силлогизмы
- 1.5. "Утешение философией"; Бог — это само счастье
- 1.6. Проблема зла и вопрос свободы
- 1.7. Боэций о вере и разуме
- 2. "Институции" кассиодора
- 3. "Этимологии" исидора севильского
- 1. "Школы", "университеты", "схоластика"
- 1.1. "Школы" и "схоластика"
- 1.2. Университет
- 1.3. Университет и его смягчающие эффекты
- 1.4. Разум и вера
- 1.5. Факультет искусств и факультет теологии
- 1.6. "Град Божий" Августина
- 1.7. Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре
- 1.8. Хронология
- 2. Иоанн скот эриугена
- 2.1. Первая теоретизация "рацио" в функции веры
- 2.2. Личность и сочинения Скота Эриугены
- 2.3.Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий
- 2.4. "О разделении природы"
- 2.5. Социополитические отражения
- 2.6. Разум в функции веры
- 3. Ансельм д'аоста
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Доказательства бытия Бога
- 3.3. Бог и человек
- 3.4. Разум вокруг веры
- 4. Шартрская школа
- 4.1. Традиции и новации
- 4.2. Три искусства в религиозной перспективе
- 4.3. Платоновский "Тимей"
- 5. Сен-викторская школа
- 5.1. "Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки
- 5.2. "Дидаскаликон" и философия
- 5.3. "Дидаскаликон" и мистика
- 6. Пьер абеляр
- 6.1. Жизнь и сочинения
- 6.2. "Сомнение" и "правила исследования"
- 6.3. Диалектика и ее функции
- 6.4. "Рацио" и его роль в теологии
- 6.5 Фундаментальные принципы этики
- 6.6. "Intelligo ut credam"
- 6.7. "Грамматические" штудии и "диалектика"
- 6.8. "Сентенции" Петра Ломбардского
- 6.9. Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры
- 1. Политическая и культурная ситуация
- 1.1. Политико-социальная ситуация и церковные институты
- 2. Аристотелизм авиценны
- 2.1. Авиценна: личность и сочинения
- 2.2. Бытие возможное и бытие необходимое
- 2.3. "Логика генерации" и влияние Авиценны
- 3. Аристотелизм аверроэса
- 3.1. Фигура и сочинения
- 3.2. Примат философии и вечность мира
- 3.3. Единство человеческого интеллекта
- 3.4. Следствия из тезиса о единстве интеллекта
- 3.5. Первые осуждения аристотелизма
- 4. Моисей маймонид и еврейская философия
- 5. Как греческая и арабская культуры проникали на запад. Переводчики и "коллегиум" из толедо
- 6. Альберт великий
- 6.1. Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательскаяпрограмма
- 6.2. Различие философии и теологии
- 6.3. Греческие философы и христианские теологи
- 6.4. Научный интерес
- 7. Фома аквинский
- 7.1. Жизнь и сочинения
- 7.2. Разум и вера, философия и теология
- 7.3. Теология не подменяет философию
- 7.4, Фундаментальная структура метафизики
- 7.5. Трансценденталии: единое, истинное, благое
- 7.6. Аналогия бытия
- 7.7. Пять способов доказательства существования Бога
- 7.8. Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina
- 7.9. Право естественное и позитивное
- 7.10. Вера ведет разум
- 8. Бонавентура из боньяреи
- 8.1. Францисканское движение
- 8.2. Бонавентура: жизнь и сочинения
- 8.3. Александр Гэльский и Бонавентура
- 8.4. Автономна ли философия?
- 8.5. Недочеты аристотелизма и их источники
- 8.6. Экземпляризм
- 8.7. "Rationes seminales"
- 8.8. Человеческое познание и божественное озарение
- 8.9. Бог, человек и множественность форм
- 8.10. Бонавентура и Фома: одна вера и две философии
- 8.11. Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo del lucentia
- 9. Сигер брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм
- 10. Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики
- 10.1. Роберт Гроссетест
- 10.2. Роджер Бэкон
- 11. Иоанн дунс скот
- 11.1. Жизнь и сочинения
- 11.2. Разделение философии и теологии
- 11.3. Однозначность сущего
- 11.4. Однозначное сущее как первый объект интеллекта
- 11.5. Восхождение к Богу
- 11.6. Недостаточность понятия "бесконечного entis"
- 11.7. Дебаты между философами и теологами
- 11.8. Принцип индивидуации: Haecceitas
- 11.9. Волюнтаризм и естественное право
- 1. Социально-историческая ситуация
- 2. Уильям оккам
- 2.1. Личность и сочинения
- 2.2. Независимость веры от разума
- 2.3. Эмпиризм и примат индивидуального
- 2.4. Познание интуитивное и абстрактное
- 2.5. Универсалии и номинализм
- 2.6. "Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики
- 2.7. Новая логика
- 2.8. Проблема существования Бога
- 2.9. Новый метод научного исследования
- 2.10. Плюрализм против теократии
- 3. Наука оккамистов
- 3.1. Оккамисты и аристотелевская наука
- 3.2. Оккамисты и галилеевская наука
- 4. Политическая теория марселия падуанского
- 4.1. Эгидий Римский и Жан Парижский: спор о примате церкви или империи
- 4.2. "Defensor pads" Марсилия Падуанского
- 5. Джон уиклиф и ян гус: два долютеровских реформатора
- 6. Майстер экхарт и немецкая спекулятивная мистика
- 6.1. Основы спекулятивной мистики
- 6.2. Майстер Экхарт: Без Бога и мир и человек ничто
- 6.3. Возвращение человека к Богу
- 7.Логика средневековья
- 7.1. "Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorum"
- 7.2. Дидактическая систематизация античной логики
- 7.3. Фигуры и модусы силлогизмов
- 7.4. Новации схоластической логики
- 7.5. "Арс магна" Раймонда Луллия
- 2. Историографическое значение термина "возрождение"
- 3. Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- 4. Восточные и языческие "пророки" и "маги", как основатели теологической и философской мысли: гермес трисмегист, зороастр и орфей
- 4.1. Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- 4.2. Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
- 4.3. "Зороастризм" эпохи Ренессанса
- 4.4. Орфей Ренессанса
- 1. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- 1.1. Начала гуманизма
- 1.1.1. Франческо Петрарка
- 1.1.2. Колюччо Салютами
- 1.2. Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: л. Бруни, п. Браччолини, л.Б. Альберти
- 1.2.1. Леонардо Бруни
- 1.2.2. Поджо Браччолини
- 1.2.3. Леон Баттиста Альберти
- 1.2.4. Другие гуманисты Кватроченто
- 1.3. Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- 2. Возрожденческий неоплатонизм
- 2.1. Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- 2.2. Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- 2.2.1. Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- 2.2.2. Ученое незнание
- 2.2.3. Отношение между Богом и универсумом
- 2.2.4, Значение принципа "все во всем"
- 2.2.5. Человек как "микрокосм"
- 2.3. Марсилио Фичино и платоновская академия во Флоренции
- 2.3.1. Место Фичино в культуре Возрождения
- 2.3.2. Фичино в качестве переводчика
- 2.3.3. Достижения философской мысли Фичино
- 2.3.4. Достижения "магической" доктрины Фичино
- 2.4. Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией
- 2.4.1. Позиция Пико
- 2.4.2. Пико и Каббала
- 2.4.3. Пико и доктрина достоинства человека
- 2.5. Франческо Патрици
- 3. Аристотелизм эпохи возрождения
- 3.1. Проблемы аристотелевской традиции в эпоху Гуманизма
- 3.2. Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- 4. Возрождение скептицизма
- 4.1. Новая жизнь эллинистической философии
- 4.2. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- 1. Возрождение и религия
- 1.1. Эразм Роттердамский и " философия Христа"
- 1.1.1. Позиция Эразма
- 1.1.2. Гуманистическая концепция христианской философии
- 1.1.3. Концепция "глупости" Эразма
- 1.2. Мартин Лютер
- 1.2.1. Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- 1.2.2. Черты теологии Лютера
- 1.2.3. Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- 1.3. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- 1.4. Кальвин и Женевская реформа
- 1.5. Другие теологи Реформы и представители протестантизма
- 2. Контрреформация и католическая реформа
- 2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы
- 2.2. Тридентский собор
- 2.3. Новое появление схоластики
- 3. Возрождение и политика
- 3.1. Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- 3.1.1. Позиция Макиавелли
- 3.1.2. Реализм Макиавелли
- 3.1.3. "Добродетель" государя
- 3.1.4. Свобода и "судьба"
- 3.1.5. "Добродетель" древней римской республики
- 3.1.6. Гвиччардини и Ботеро
- 3.2. Томас Мор и Утопия
- 3.3. Жан Воден и абсолютизм власти Государства
- 3.4.Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Библиография
- 2. H. Jedin, Riforma cattolica o Controriforma?, Morcelliana, Brescia 1974.