5. Как греческая и арабская культуры проникали на запад. Переводчики и "коллегиум" из толедо
В XI веке Запад оказался под сильным влиянием восточной культуры. Античная наука была сохранена в лоне культуры ислама, магометане, по общему признанию, прекрасно владели искусством управления государством и сложной военной техникой. Арабские слова семитского происхождения прочно вошли в западный лексикон, например, "арсенал", "адмирал", "тариф", "авария" и другие. Через арабские переводы западные народы возвращались к незамутненному источнику своей культуры — к греческой философии. Это случилось так. В VIII веке сарацины вели завоевательные войны на Сицилии, но когда в XI веке остров оказался в руках норманнов, ситуация оказалась максимально благоприятной для встречи культур. Другим таким местом взаимопроникновения идей стал город Салерно. Здесь еще в IX веке расцвела медицинская школа, жители (в том числе, греки и евреи) поддерживали тесные связи с Востоком. В Салерно обосновался Константин Африканский (1017—1087), родом из Туниса. После нескольких лет службы секретарем норманнского конкистадора он уединился в монастыре, где перевел множество книг с арабского на латинский, в том числе еврейских авторов (Исаака Иудея, например), писавших на арабском языке, родом, как правило, из северной Африки. Даже когда появились более точные переводы Герарда из Кремоны, переводы Константина не потеряли своего значения.
Арабы завоевали также Испанию (за исключением Леона, Наварры, Арагона). Однако в 1085 году Альфонс VI с помощью Кида завоевал Толедо, ядро которого составляло арабоязычное население, где немало было и евреев. Так из Толедо началось систематическое распространение арабской и греческой культуры.
Аделард Батский (1090—1150), живший в Испании и на Сицилии, математик по своим интересам, перевел на латинский трактат "Арифметика" перса Аль-Хорезми, от которого и вошло в употребление арабское числовое обозначение, хотя по происхождению оно, скорее, индийское. Забавно, что автор такого грандиозного нововведения, человек ренессансный и средневековый вместе, не умел считать (деньги, надо полагать). Не было ни привычки, ни повода освоить счет. Арабские цифры входили в обиход достаточно медленно, и все еще привычными были латинские, образованные из следующих групп: десятки и двадцатки с буквой X, сотни с буквой С, тысячи — М. В 1645 году Паскаль, посылая свою счетную машинку канцлеру Сэгэру, говорил о неудобстве этого типа счета. Сам термин "алгоритм" связан с именем Аль-Хорезми, обозначая ту же самую арифметику (Аль-Хорезми по латыни Algorithmi). Кроме прочего, Аделард перевел с арабского работы Евклида, сблизив латинский мир с геометрическими теориями великого грека.
В Испании сформировался другой переводчик — Роберт из Честера (1110—1160), который перевел в 1143 году впервые Коран, затем в 1144 году алхимический трактат, в 1145 году "Алгебру" Аль-Хорезми, а также работы Аристотеля. Однако самым известным из переводчиков был Герард из Кремоны (1114—1187). Много лет Герард преподавал в Толедо арабский язык, будучи сам христианином.
В Толедо архиепископ Раймонд (1126—1151) организовал так называемый "коллегиум" переводчиков, среди которых известны такие имена, как Доминик Гундисальви, Ибн Дахут (Авендет), Иоанн Испанский. Доминик перевел "Физику" и 10 книг "Метафизики" Аристотеля, "Метафизику" Авиценны, "Философию" Аль-Газали, "О науках" Аль-Фарабии "Источник жизни" Авицеброна. Толедская школа переводчиков сделала латинскую версию не менее 92 арабских работ. Перу Герарда из Кремоны принадлежат переводы "Медицинского канона" Авиценны, "Альмагеста" Птолемея, нескольких работ Аль-Кинди. Он начал перевод арабской версии "Аналитики", "Физики", "О небе и мире", "О возникновении и уничтожении", "Метеорологии" Аристотеля, "Об измерении круга" Архимеда, "Элементов" Евклида, работ Галена, Гиппократа, Исаака Иудея, трактатов по алхимии Габири (760—815), по математике и астрономии Аль-Кинди (813—880), по оптике Аль-Газена (965—1038), где впервые заявлена идея хрусталика глаза, преломляющего лучи, работ Аль-Фараби (умер в 951), еврея Мессахала из Багдада (770—820) и других.
Около 1160 года адмирал из Палермо Эудженио перевел с арабского "Оптику" Птолемея, хотя известно, что он был знатоком греческого языка. 12 годами раньше Герарда Эудженио перевел именно с греческого "Альмагест". Эта версия использовалась вплоть до конца XV века. По заказу Карла Английского сицилиец, еврей по происхождению, Моисей Фараки (умер в 1285 году) перевел "Liber continens" — "Книгу объемлющую" Захарии Рази, обширную антологию греческих, сирийских и арабских медицинских трактатов. Некоторое время работал в Толедо Михаил Скот (1175—1235), который после кропотливых штудий в Падуе, Болонье и Риме осел при дворе Фридриха И. Он перевел книгу по астрономии Аль-Батраки из Севильи (другое имя — Альпетрагий), в которой предвосхищены многие коперниканские идеи. Скот познакомил латинский мир с идеями Аверроэса, работами по биологии Аристотеля. Друг Фридриха II и враг церкви, он, гласит молва, занимался черной магией. Данте поместил его на четвертый круг ада между пророками и колдунами. Он был из тех, скажет Данте, кто магию умел превратить в дьявольскую игру.
Итак, можно сказать в заключение, что уже в первой трети эпохи дуэченто начался пересмотр старых версий работ Аристотеля, неоплатоников, Боэция, из недр старой логики вырастала логика новая, образованная из первой и второй частей "Аналитики", "Топики" и "Софистических опровержений". Издание новых переводов сопровождалось обширными арабскими комментариями. Вторая половина XII века отмечена диффузией греко-арабской науки на Западе во всей своей независимости от христианской традиции. "Способ понимания реальности, природы и человека в ней был решительно иным по сравнению с "теологической линией западных школ", — отмечает Ч.Вазоли.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Структура и значение библии
- 1.1. Книги, составляющие Библию
- 1.2. Концепция "Завета"
- 1.3. Боговдохновенность Библии
- 2. Фундаментальные библейские идеи философского значения,поднимающиеся над греческим горизонтом
- 2.1. Революционный смысл библейского послания
- 2.2. Монотеизм
- 2.3. Креационизм
- 2.4. Антропоцентризм
- 2.5. Номотетический Бог и закон как божественное повеление
- 2.6. Личностное Провидение
- 2.7. Первородный грех, его последствия и искупление
- 2.8. Новое пространство веры и Духа
- 2.9.Греческий Эрос и христианская Агапэ(любовь как благодать)
- 2.10. Переоценка ценностей, проделанная христианством
- 2.11. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа
- 2.12. Новый смысл истории и жизни человека
- 2.13. Греческая мысль и христианское послание.
- 1. Доктринальные и философские проблемы в связи с библией
- 2. Филон александрийский и его философия-мозаика
- 3. Гносис
- 4. Апологеты-греки и первая философская разработка христианства,проделанная катехизисной школой александрии
- 4.1. Греческие апологеты II века: Аристид, Юстин, Тациан
- 4.2. Катехизисная школа Александрии: Климент и Ориген
- 5. Золотой век патристики (IV— первая половина V в.)
- 5.1. Наиболее значительные персонажи золотого века патристики и Никейский символ веры
- 5.2. Светила Каппадокии и Григорий Нисский
- 6. Последние могикане греческой патристики: дионисий ареопагит,максим исповедник и иоанн дамаскин
- 6.1. Дионисий Ареопагит и апофатическая теология
- 6.2. Максим Исповедник и последняя христологическая баталия
- 6.3. Иоанн Дамаскин
- 1. Латинская патристика до августина
- 1.1. Минуций Феликс и первое сочинение христианско-латинской апологетики
- 1.2. Тертуллиан и полемика против философии
- 1.3. Христианские писатели III века и начала IV: Киприан, Новациан, Арнобий и Лактанций
- 2. Святой августин и апогей патристики
- 2.1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина
- 2.2. Философствование в вере
- 2.3. Открытие "личности" и метафизика "душевных глубин"
- 2.4. Истина и прозрение
- 2.5. Бог
- 2.6. Троица
- 2.7. Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена"
- 2.8. Структура темпоральности и вечность
- 2.9. Зло и его онтологический статус
- 2.10. Воля, свобода, благодать
- 2.11. "Град земной" и "Град Божий"
- 2.12. Суть человека — это любовь
- 1. Сочинения северина боэция
- 1.1. Боэций: последний из римлян и первый из схоластов
- 1.2. Боэций и "логический квадрат оппозиций"
- 1.3. Средневековое истолкование квадрата оппозиций
- 1.4.Гипотетические пропозиции и гипотетические силлогизмы
- 1.5. "Утешение философией"; Бог — это само счастье
- 1.6. Проблема зла и вопрос свободы
- 1.7. Боэций о вере и разуме
- 2. "Институции" кассиодора
- 3. "Этимологии" исидора севильского
- 1. "Школы", "университеты", "схоластика"
- 1.1. "Школы" и "схоластика"
- 1.2. Университет
- 1.3. Университет и его смягчающие эффекты
- 1.4. Разум и вера
- 1.5. Факультет искусств и факультет теологии
- 1.6. "Град Божий" Августина
- 1.7. Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре
- 1.8. Хронология
- 2. Иоанн скот эриугена
- 2.1. Первая теоретизация "рацио" в функции веры
- 2.2. Личность и сочинения Скота Эриугены
- 2.3.Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий
- 2.4. "О разделении природы"
- 2.5. Социополитические отражения
- 2.6. Разум в функции веры
- 3. Ансельм д'аоста
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Доказательства бытия Бога
- 3.3. Бог и человек
- 3.4. Разум вокруг веры
- 4. Шартрская школа
- 4.1. Традиции и новации
- 4.2. Три искусства в религиозной перспективе
- 4.3. Платоновский "Тимей"
- 5. Сен-викторская школа
- 5.1. "Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки
- 5.2. "Дидаскаликон" и философия
- 5.3. "Дидаскаликон" и мистика
- 6. Пьер абеляр
- 6.1. Жизнь и сочинения
- 6.2. "Сомнение" и "правила исследования"
- 6.3. Диалектика и ее функции
- 6.4. "Рацио" и его роль в теологии
- 6.5 Фундаментальные принципы этики
- 6.6. "Intelligo ut credam"
- 6.7. "Грамматические" штудии и "диалектика"
- 6.8. "Сентенции" Петра Ломбардского
- 6.9. Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры
- 1. Политическая и культурная ситуация
- 1.1. Политико-социальная ситуация и церковные институты
- 2. Аристотелизм авиценны
- 2.1. Авиценна: личность и сочинения
- 2.2. Бытие возможное и бытие необходимое
- 2.3. "Логика генерации" и влияние Авиценны
- 3. Аристотелизм аверроэса
- 3.1. Фигура и сочинения
- 3.2. Примат философии и вечность мира
- 3.3. Единство человеческого интеллекта
- 3.4. Следствия из тезиса о единстве интеллекта
- 3.5. Первые осуждения аристотелизма
- 4. Моисей маймонид и еврейская философия
- 5. Как греческая и арабская культуры проникали на запад. Переводчики и "коллегиум" из толедо
- 6. Альберт великий
- 6.1. Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательскаяпрограмма
- 6.2. Различие философии и теологии
- 6.3. Греческие философы и христианские теологи
- 6.4. Научный интерес
- 7. Фома аквинский
- 7.1. Жизнь и сочинения
- 7.2. Разум и вера, философия и теология
- 7.3. Теология не подменяет философию
- 7.4, Фундаментальная структура метафизики
- 7.5. Трансценденталии: единое, истинное, благое
- 7.6. Аналогия бытия
- 7.7. Пять способов доказательства существования Бога
- 7.8. Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina
- 7.9. Право естественное и позитивное
- 7.10. Вера ведет разум
- 8. Бонавентура из боньяреи
- 8.1. Францисканское движение
- 8.2. Бонавентура: жизнь и сочинения
- 8.3. Александр Гэльский и Бонавентура
- 8.4. Автономна ли философия?
- 8.5. Недочеты аристотелизма и их источники
- 8.6. Экземпляризм
- 8.7. "Rationes seminales"
- 8.8. Человеческое познание и божественное озарение
- 8.9. Бог, человек и множественность форм
- 8.10. Бонавентура и Фома: одна вера и две философии
- 8.11. Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo del lucentia
- 9. Сигер брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм
- 10. Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики
- 10.1. Роберт Гроссетест
- 10.2. Роджер Бэкон
- 11. Иоанн дунс скот
- 11.1. Жизнь и сочинения
- 11.2. Разделение философии и теологии
- 11.3. Однозначность сущего
- 11.4. Однозначное сущее как первый объект интеллекта
- 11.5. Восхождение к Богу
- 11.6. Недостаточность понятия "бесконечного entis"
- 11.7. Дебаты между философами и теологами
- 11.8. Принцип индивидуации: Haecceitas
- 11.9. Волюнтаризм и естественное право
- 1. Социально-историческая ситуация
- 2. Уильям оккам
- 2.1. Личность и сочинения
- 2.2. Независимость веры от разума
- 2.3. Эмпиризм и примат индивидуального
- 2.4. Познание интуитивное и абстрактное
- 2.5. Универсалии и номинализм
- 2.6. "Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики
- 2.7. Новая логика
- 2.8. Проблема существования Бога
- 2.9. Новый метод научного исследования
- 2.10. Плюрализм против теократии
- 3. Наука оккамистов
- 3.1. Оккамисты и аристотелевская наука
- 3.2. Оккамисты и галилеевская наука
- 4. Политическая теория марселия падуанского
- 4.1. Эгидий Римский и Жан Парижский: спор о примате церкви или империи
- 4.2. "Defensor pads" Марсилия Падуанского
- 5. Джон уиклиф и ян гус: два долютеровских реформатора
- 6. Майстер экхарт и немецкая спекулятивная мистика
- 6.1. Основы спекулятивной мистики
- 6.2. Майстер Экхарт: Без Бога и мир и человек ничто
- 6.3. Возвращение человека к Богу
- 7.Логика средневековья
- 7.1. "Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorum"
- 7.2. Дидактическая систематизация античной логики
- 7.3. Фигуры и модусы силлогизмов
- 7.4. Новации схоластической логики
- 7.5. "Арс магна" Раймонда Луллия
- 2. Историографическое значение термина "возрождение"
- 3. Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- 4. Восточные и языческие "пророки" и "маги", как основатели теологической и философской мысли: гермес трисмегист, зороастр и орфей
- 4.1. Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- 4.2. Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
- 4.3. "Зороастризм" эпохи Ренессанса
- 4.4. Орфей Ренессанса
- 1. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- 1.1. Начала гуманизма
- 1.1.1. Франческо Петрарка
- 1.1.2. Колюччо Салютами
- 1.2. Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: л. Бруни, п. Браччолини, л.Б. Альберти
- 1.2.1. Леонардо Бруни
- 1.2.2. Поджо Браччолини
- 1.2.3. Леон Баттиста Альберти
- 1.2.4. Другие гуманисты Кватроченто
- 1.3. Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- 2. Возрожденческий неоплатонизм
- 2.1. Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- 2.2. Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- 2.2.1. Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- 2.2.2. Ученое незнание
- 2.2.3. Отношение между Богом и универсумом
- 2.2.4, Значение принципа "все во всем"
- 2.2.5. Человек как "микрокосм"
- 2.3. Марсилио Фичино и платоновская академия во Флоренции
- 2.3.1. Место Фичино в культуре Возрождения
- 2.3.2. Фичино в качестве переводчика
- 2.3.3. Достижения философской мысли Фичино
- 2.3.4. Достижения "магической" доктрины Фичино
- 2.4. Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией
- 2.4.1. Позиция Пико
- 2.4.2. Пико и Каббала
- 2.4.3. Пико и доктрина достоинства человека
- 2.5. Франческо Патрици
- 3. Аристотелизм эпохи возрождения
- 3.1. Проблемы аристотелевской традиции в эпоху Гуманизма
- 3.2. Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- 4. Возрождение скептицизма
- 4.1. Новая жизнь эллинистической философии
- 4.2. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- 1. Возрождение и религия
- 1.1. Эразм Роттердамский и " философия Христа"
- 1.1.1. Позиция Эразма
- 1.1.2. Гуманистическая концепция христианской философии
- 1.1.3. Концепция "глупости" Эразма
- 1.2. Мартин Лютер
- 1.2.1. Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- 1.2.2. Черты теологии Лютера
- 1.2.3. Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- 1.3. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- 1.4. Кальвин и Женевская реформа
- 1.5. Другие теологи Реформы и представители протестантизма
- 2. Контрреформация и католическая реформа
- 2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы
- 2.2. Тридентский собор
- 2.3. Новое появление схоластики
- 3. Возрождение и политика
- 3.1. Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- 3.1.1. Позиция Макиавелли
- 3.1.2. Реализм Макиавелли
- 3.1.3. "Добродетель" государя
- 3.1.4. Свобода и "судьба"
- 3.1.5. "Добродетель" древней римской республики
- 3.1.6. Гвиччардини и Ботеро
- 3.2. Томас Мор и Утопия
- 3.3. Жан Воден и абсолютизм власти Государства
- 3.4.Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Библиография
- 2. H. Jedin, Riforma cattolica o Controriforma?, Morcelliana, Brescia 1974.