Внутреннее строение мира искусств.
По сути дела, внутреннее строение искусства и его функционирование — разные аспекты одной и той же проблемы, так как искусство может отдавать людям только то, что в нем содержится, и может делать это только так, как позволяет ему его природа. Таким образом, деятельность искусства есть реализация заложенных в нем качеств, и если наш анализ идет «обратным ходом», от следствия к причине, то лишь потому, что это представляется более удобным с методической точки зрения.
Необходимость изучения искусства как сложного целого давно уже осознана эстетической наукой. Различение в искусстве формы и содержания, утвердившееся в эстетике со времен Шиллера, Шеллинга, Гегеля и перенесенное в Россию Надеждиным и Белинским, было, в сущности, первым проявлением структурного подхода к нему. В XX в. феноменологическая эстетика пыталась доказать научную несостоятельность такого понимания структуры искусства, противопоставляя ему (например, в работах Н. Гартмана и Р. Ингардена) концепцию «многослойного» строения художественной ткани. Такое противопоставление неосновательно, однако мы должны признать, что нынешний уровень развития нашей науки действительно не позволяет удовольствоваться сведением структуры искусства к связи его содержательной и формальной сторон — ведь обе они сами являются сложными, диалектически-противоречивыми образованиями, и каждая имеет свою собственную структуру. Задача заключается, таким образом, не в том, чтобы отбросить традиционные представления классической эстетики о сопряжении в искусстве духовного содержания и материальной формы во имя абстрактной методологии современного структурализма, а в том, чтобы развить их, конкретизировать и углубить.
Мы начнем с анализа строения художественного содержания, поскольку в искусстве, как и в любой другой области освоения действительности, именно оно является первичным. Для философа-марксиста несомненно, что содержание искусства, как и всего человеческого сознания, есть результат отражения реального мира и что отличие содержания искусства от содержания других способов освоения действительности может корениться только в особенностях отражаемых ими предметов. Соответственно необходимой предпосылкой структурного анализа искусства должно быть выяснение того, что же представляет собой предмет художественного освоения.
-
Содержание
- Вопросы к зачету:
- Происхождение человека и искусства. Многовековая история развития человеческой цивилизации.
- Внутреннее строение мира искусств.
- Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества.
- Ранние формы религии и связь религиозных верований с производственной деятельностью.
- Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства.
- Специфика дпи как вида искусства. Ключевые этапы генезиса дпи.
- Творческое наследие предков. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика.
- Традиционные и нетрадиционные виды искусств; обереги. Народные обряды. Народное понимание красоты.
- Многообразие и взаимовлияние культур. Этническая идентификация.
- Современное состояние художественных промыслов России.
- Павловопосадские платки.
- Кубачинское ремесло.
- Золотое сечение в народном творчестве.
- Финифть.
- Дымковская игрушка.
- Филигрань.
- Каслинское литьё.
- Чернение серебра.
- Вышивка.
- Макраме.
- Иконопись.
- Романовская игрушка.
- Оренбургский платок.
- Жостовский промысел.
- Лозоплетение.
- Скопинская керамика.
- Каргопольская игрушка.
- Чеканка.
- Береста.
- Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства.
- Камнерезное дело
- 1.1 Технология обработки камня
- Чукотская резная кость
- Холмогорская резьба
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Домовая резьба
- Богородская игрушка
- Матрёшки
- Хохлома
- 1 Версия
- 2 Версия
- Мезенская роспись
- Федоскинская миниатюра
- Палехская миниатюра
- Мстёрская миниатюра
- Холуйская миниатюра
- Городецкая роспись
- Петриковская роспись
- Писанкарство
- Филимоновская игрушка
- Вологодское кружево
- Ковроткачество
- Мозаика