Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)
Интернациональная готика (мягкий стиль, рококо эпохи треченто, придворный натурализм) – стиль европейского искусства, распространившийся в Западной и Восточной Европе на рубеже XIV–XV вв. и характеризующийся родственным составом видов и жанров, единством художественного подхода и иконографии.
- Космополитическая готика отличается утратой монументального чувства в изображении, преобладанием малых форм и распространением законов декоративно-прикладного искусства на все жанры художественного творчества.
- Формальными признаками стиля является нежность колорита, сладостность моделировки, особое внимание к красоте линии и орнаменту, аристократизм образной трактовки. Ювелирная проработка деталей и своеобразный готический натурализм сочетаются с принципиально анти-реалистической концепцией художественных произведений.
Отличительной чертой этого времени является отсутствие политических приоритетов, возвышение стран Восточной Европы: Чехии, Польши, Венгрии. Культурная политика некоторых правителей связана с приглашением мастеров из разных стран (папский двор в Авиньоне 1309–1377 гг., придворное искусство Бургундии), что повлекло за собой возникновение школ смешанного типа – франко-фламандской, итало-французской.
На рубеже XIV–XV вв. особое значение принадлежит северо-восточной части Франции – Бургундии. Эти земли лежали между королевством Франции и Священной Римской империей, простираясь вплоть до Фландрии и Брабанта. Несмотря на относительно небольшую территорию, Бургундия своей узкой, но протяженной территорией охватывала несколько языковых зон Европы. Художники Фландрии находили заказы у бургундской знати, пользуясь популярностью во всем мире. Фламандская школа в конце XIV в. была едва ли не единственной действительно значительной школой живописи тогдашней Европы. Эта школа не разделяла новшеств итальянского искусства, связанного с иллюзорной перспективой, пространство изображалось по интуитивным впечатлениям, почти всегда предполагая несколько точек схода. Главным фламандским новшеством было использование техники масляной краски. Эта техника была известна еще в эпоху античности, но в Нидерландах она отличалась большим совершенством. В частности, были изобретены новые связующие для красок, позволявшие делать светоносную масляную живопись более тонкой. Позднеготический натурализм, свойственный фламандской школе, ценился очень высоко. Ювелирная передача мельчайших деталей, фотографическая точность в портрете, реалистическая передача натурных объектов – все это восхищало европейских ценителей искусства, в том числе итальянцев. Важным достижением живописи Нидерландов был перенос акцента с миниатюры, которая занимала абсолютно приоритетное положение в эпоху поздней готики, на станковую живопись. При этом достижения фламандской книжной иллюстрации еще долго оставались важнейшим художественным ориентиром станковистов [Frère 2007: 10–13].
- Материалы и шрифт рукописной книги
- Ранневизантийские манускрипты VI в.
- Миниатюры Венского Диоскорида
- Миниатюры свитка Иисуса Навина
- Миниатюры Евангелия Раввулы
- Древние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия
- Общие выводы
- Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья
- Образ Источника Жизни в миниатюре
- Крест и хризма
- Символические изображения ранних Сакраментариев
- Гелазианский сакраментарий
- Сакраментарий архиепископа Дрого
- Коронационный сакраментарий Карла Лысого
- Сакраментарий Генриха II
- «Распятие» Евангелия аббатисы Уты
- Ковровые страницы ирландских рукописей
- Фигуративные изображения ирландских Евангелий
- Испанская миниатюра х века
- Библия Ла Кавы iх в.
- Леонская Библия 960 г.
- Моралия на книгу Иова 945 г.
- Орнаментальная космогония в Испанских Апокалипсисах
- Общие выводы
- Средневековый «классицизм»
- Репрезентативные композиции
- Иллюминированные Псалтири
- Классицистические черты в романском и раннеготическом искусстве миниатюры
- Миниатюры бестиариев
- Общие выводы
- Готическая миниатюра
- Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)
- Часословы
- Средневековые тенденции в живописи раннего Возрождения в Италии
- Некоторые цитаты из «Альбома»
- «Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения
- Общие выводы
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
- Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»
- Графика Боттичелли
- Графическое наследие Леонардо да Винчи
- Биографическая справка
- Графика Альбрехта Дюрера
- Книжная графика в Нюрнберге во второй половине XV в.
- Учебное путешествие Дюрера и его первые ксилографии
- Итальянские впечатления Дюрера и гравюры конца 90-х гг.
- «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
- Трактат Альбрехта Дюрера о живописи
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- Ранние работы в области книжной иллюстрации
- Алфавиты Ганса Гольбейна
- Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна
- Гольбейн – декоратор
- Ганс Гольбейн как портретист
- Заключение