logo search
история искусств

58. Дайте представление об искусстве Древне-белорусских княжеств X-xiiIвв.

Основной частью культуры древнебел. культуры явл. жив. Примером этого вида иск., которое сохранилось до н.дн., связано с монум. живописью, книжной миниатюрой, эмалевыми образками. Самыми древними фресками, которые известны на террит. Беларуси являются росписи Соф. собора в Полоцке. На сохранившихся росписях можно увидеть кроме образов фигур храм, богато орнаментированный. Высок. худ. уровнем являлись фрески Вел. собора Пятницкой и Борисоглебской церкви Бельчицкого монастыря. По худ. ценностям очень близка к ним стоят фрески Спасо-Преображенского собора и Ефросин. монастыря. Кроме монументальных росписей в Полоцке можно выделить жив. 12в. в Добровещенской церкви в Витебске, алтарной частицеркви Бориса и Глеба и росписи Нижней церкви в Гродно, а также Борисоглебск. церкви в Новгородской. В 12-13вв. осн. роль в развитии книжной жив. принадлеж. Полоцку. Большую худ. историч. ценность представляет пластика древнебеларусск. княжеств. Скульптурные произв. 10-13вв. условно можно поделить на 2 гр.: культовые и светские. К культовым относ. рельефные образки(Богоматерь и Св. Петр, Константин и Елена). В 12-13вв. на Бел. распростр. бронз. кресты. Кроме культ. роли они использовались в качестве украшений(крест Ефрасиньи Полоцкой, 1161 – мастер Лазер Богша).

59. белорусское искусство XIV-XVIвв.В 14-16 в. Происходит активное развитие изобраз.иск.-живописи, графики, скульпутры. К иск.бел этого периода свойственно показ богатого внутреннего вида личности, его моральный облик. Фреск.росписи были украшены кнаж.палаты в Вильне, Креве, Гродно. Самым значит памятником монум.живописи 15ст. были росписи часовни Св. Троицы в Люблинск. замке.О характере и высоком ур-не бел.монум.живоп. свидетельств. росписи Благовещенск. Церкви Супральского моностыря.Сцены этой церкви украшались Еванг. сюжетами.В 14-16 в. Вместе с монум.живоп. развивалась станковая живопись.Один из первых изветн.образов явл. икона «Матерь Божья Умиление». Начиная с 16в. В иконописи образы станов.более графичными, орнамент украшенными, одежда нач. представл. чеканную форму.Зарождение портретного жанра 15-16в. Было продиктовано всем ходом разв.белорусск. культуры .Своеобразным явл. парадный портрет «Сарматский». Человек в таких произвед. Показывается по определ.схеме-парадной одежде, окружении предметов.Портрет Юрия Радивила,Михаила Борисовича,Екатерины Слуцкой.