Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций.
Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.
И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.
Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.
Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.
Реформация и Ренессанс
Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени.
Потребность в развитии производительных сил дала толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника породила новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.
Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения, однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать победе нового строя.
Духовную жизнь того времени определяла религия. Тогда почему же церковь не смогла дать отпор вызову времени. Почему не противостояла протестантизму? Потому, что протестанты легко и доступно дали ответ на вызов истории: католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна !
Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое значение имеет учение чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус нападал на церковь как на чужеродное, паразитирующее образование.
Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.
Протестантизм
Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства - протестантизм. Это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение.
Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога.
Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.
Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.
Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Различают: реф-ю в Швейцарии(Ульрих Цвингли) и в Германии (Мартин Лютер).
Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483―1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524―1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).
Томас Мюнцер (ок. 1490 - 1525) довел до логического абсолюта христианский принцип о равенстве всех верующих перед Богом. Он стал идейным вдохновителем Крестьянской войны в Германии, одним из вождей немецкой Реформации. Мюнцер призывал ускорить Страшный Суд («помочь Богу») усилиями народных масс, способных к подлинной вере. В 1522 - 24 гг. он выступил против Лютера, призывавшего дворянские войска беспощадно истреблять народных мятежников.
Во Франции движение Реформации связано с именем Жана Кальвина (1509 - 1564). Он считал, что центр религиозного внимания должен быть сконцентрирован не на Евангелии, а на Ветхом Завете.
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т. д. Вместе с тем, протестантизм выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).
Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, Таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.
Одновременно с Мартином Лютером и Томасом Мюнцером выступил Ульрих Цвингли (1484 - 1531). Деятельность этого реформатора началась в немецкой части Швейцарии в 1516 г. Цвингли, выступая против Папского всевластия, главную опору его видел в невежестве прихожан. Поэтому он требовал закрытия монастырей, всеобщего просвещения и организации сети доступных школ и больниц.
В непримиримом противоречии с реформационным движением на рубеже XV - XVI вв. оказалась гуманистическая мысль многообразного духовного движения «заальпийских стран». В полемике с реформаторами гуманисты отстаивали учение о свободе и достоинстве человека. Хотя к началу 1500-х гг. гуманизм был достаточно важной интеллектуальной силой в Германии, его влияние на Мартина Лютера представляется ограниченным.
Трения между реформаторами и гуманистами:
-
Гуманизм интересовало устное и письменное красноречие, поэтому изучалась риторика. Реформаторов же волновало распространение их религиозных идей посредством письменного и устного слова. Риторика была средством для распространения идей Реформации
-
Отношение к образованию. Поскольку период Реформации стал свидетелем рождения ряда новых религиозных идей, как для Реформации было важно предпринять крупную программу по религиозному образованию. Гуманизм был, по существу, образовательным и культурным движением, основанным на реформе свободных искусств, в результате чего большинство гуманистов начала шестнадцатого века были профессиональными педагогами. Поэтому интересно отметить, что большинство североевропейских гуманистов поддержали дело Реформации не обязательно потому, что они поддерживали ее религиозные идеи, а в связи с ее образовательными идеалами.
Отношение к схоластическому богословию. Гуманисты и реформаторы без колебаний отрицали схоластику.
- Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
- Культура как система. Структура и функции культуры.
- Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности. Культура гуманитарная и культура техническая.
- Человек в мире культуры. Культура и свобода человека.
- Плюралистическая модель развития культуры.
- Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
- Первобытная культура: общая характеристика. Первобытная религия. Искусство первобытности.
- Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древней Индии
- Культура Древнего Китая
- Язык и культура. Языки культуры.
- Религия в древнем мире и её влияние на культуру древности.
- Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.
- Античная мифология и ее отражение в культурах Древности и Нового времени.
- Культура Древней Греции: общая характеристика.
- Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима.
- Античная литература и театр
- Изобразительное искусство и архитектура античного мира.
- Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика.
- Общая характеристика культуры Византии.
- Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- Древнерусское искусство.
- Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- Искусство эпохи Возрождения.
- Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения. «Новый ренессанс» и новый . Кризис гуманизма.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- Актуальные проблемы современного искусства.
- Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.