Береста.
Берёста, или береста́[1] — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.
В древности
На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).
[править]
Берестяные грамоты
Основная статья: Берестяные грамоты
Берёста была одним из главных писчих материалов в Индии до появления бумаги. Техника письма была более сложной, чем на Руси. Писали по берёсте, как и на пальмовых листьях, острым металлическим грифелем или каламом, царапающим (по листьям) или проминающим (по берёсте) поверхность писчего материала, а затем протирали надпись сажей, углём или листьями растений, сок которых окислялся и темнел. Внешние изображения
Лос-Анджелесский манускрипт из Древней Индии до реставрации
Лос-Анджелесский манускрипт после реставрации[2].
Другое применение
Берёста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.
[править]
Современное применение
Берёста и поныне активно используется в народных промыслах для производства художественных поделок.
В России из берёсты изготовляют наборные рукояти ножей. Такие рукояти позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукояти ножей без дополнительной пропитки.
Из берёсты путём сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона
- Вопросы к зачету:
- Происхождение человека и искусства. Многовековая история развития человеческой цивилизации.
- Внутреннее строение мира искусств.
- Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества.
- Ранние формы религии и связь религиозных верований с производственной деятельностью.
- Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства.
- Специфика дпи как вида искусства. Ключевые этапы генезиса дпи.
- Творческое наследие предков. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика.
- Традиционные и нетрадиционные виды искусств; обереги. Народные обряды. Народное понимание красоты.
- Многообразие и взаимовлияние культур. Этническая идентификация.
- Современное состояние художественных промыслов России.
- Павловопосадские платки.
- Кубачинское ремесло.
- Золотое сечение в народном творчестве.
- Финифть.
- Дымковская игрушка.
- Филигрань.
- Каслинское литьё.
- Чернение серебра.
- Вышивка.
- Макраме.
- Иконопись.
- Романовская игрушка.
- Оренбургский платок.
- Жостовский промысел.
- Лозоплетение.
- Скопинская керамика.
- Каргопольская игрушка.
- Чеканка.
- Береста.
- Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства.
- Камнерезное дело
- 1.1 Технология обработки камня
- Чукотская резная кость
- Холмогорская резьба
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Домовая резьба
- Богородская игрушка
- Матрёшки
- Хохлома
- 1 Версия
- 2 Версия
- Мезенская роспись
- Федоскинская миниатюра
- Палехская миниатюра
- Мстёрская миниатюра
- Холуйская миниатюра
- Городецкая роспись
- Петриковская роспись
- Писанкарство
- Филимоновская игрушка
- Вологодское кружево
- Ковроткачество
- Мозаика