27. Реализм в европейском и русском искусстве.
Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.
Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса, импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера.
Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.
Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:
в России — передвижничество (Репин, Шишкин, Суриков,…)
в Италии — веризм маккьяйоли
в Австралии — гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин)
в США — школа мусорного ведра (Э. Хоппер)
- 1. Основная тематика первобытного искусства
- 2. Типы мегалитических построек и их назначение.
- 3. Основные черты древнеегипетского изобразительного канона.
- 10. Искусство эпохи эллинизма.
- 11. Специфические особенности римской ментальности, их отражение в искусстве.
- 12. Римский скульптурный портрет и его отличие от греческого
- 13. Древнеримская архитектура периода империи.
- 14. Основные сюжеты и образы раннехристианского искусства.
- 15. Черты романского стиля в архитектуре.
- 16. Конструктивные новшества готики. Синтез искусств в готическом храме.
- 17. Итальянский проторенессанс.
- 18. Искусство эпохи треченто.
- 19. Живопись высокого ренессанса.
- 20. Итальянская скульптура эпохи Возрождения.
- 21. Характерные особенности архитектуры ренессанса.
- 22. Северное Возрождение.
- 23. Барокко в западно-европейском искусстве.
- 24. Рококо в западно-европейском искусстве.
- 25. Классицизм в западно-европейском искусстве.
- 26. Романтизм в европейском и русском искусстве.
- 27. Реализм в европейском и русском искусстве.
- 28. Основные направления в искусстве конца XIX - XX века.
- 29. Художественные тенденции искусства XX века.
- 30. Проблемы и перспективы современного искусства.