13. Древнеримская архитектура периода империи.
Архитектура в эпоху империи
павел
Конец I - начало II вв. н.э. - время создания грандиозных архитектурных комплексов. Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров (например, форум Траяна), которые стремились увековечить свое имя пышными сооружениями.
Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 г. н.э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 г. н.э.) в честь победы над даками. Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима - амфитеатр Флавиев - Колизей (75 - 90 гг.), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли разместиться 50 тысяч зрителей.
По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (ок. 118-125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Высота Пантеона 42.7 метра, а диаметр купола - 43.5 метра, т.е. высота стен приблизительно равна его диаметру. Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий - гигантских терм или общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. По сути дела, римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и тёплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже умственных занятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н.э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н.э.). С конца II в. н.э. в римской архитектуре замечается влияние Востока. После же признания в 313 г. христианства в качестве господствующей религии в Риме началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античной архитектуры.
- 1. Основная тематика первобытного искусства
- 2. Типы мегалитических построек и их назначение.
- 3. Основные черты древнеегипетского изобразительного канона.
- 10. Искусство эпохи эллинизма.
- 11. Специфические особенности римской ментальности, их отражение в искусстве.
- 12. Римский скульптурный портрет и его отличие от греческого
- 13. Древнеримская архитектура периода империи.
- 14. Основные сюжеты и образы раннехристианского искусства.
- 15. Черты романского стиля в архитектуре.
- 16. Конструктивные новшества готики. Синтез искусств в готическом храме.
- 17. Итальянский проторенессанс.
- 18. Искусство эпохи треченто.
- 19. Живопись высокого ренессанса.
- 20. Итальянская скульптура эпохи Возрождения.
- 21. Характерные особенности архитектуры ренессанса.
- 22. Северное Возрождение.
- 23. Барокко в западно-европейском искусстве.
- 24. Рококо в западно-европейском искусстве.
- 25. Классицизм в западно-европейском искусстве.
- 26. Романтизм в европейском и русском искусстве.
- 27. Реализм в европейском и русском искусстве.
- 28. Основные направления в искусстве конца XIX - XX века.
- 29. Художественные тенденции искусства XX века.
- 30. Проблемы и перспективы современного искусства.