logo
ЭкзаменИИ

19. Живопись высокого ренессанса.

Леонардо да Винчи воплотил в себе все тенденции Ренессанса. Создал одного из ангелочков на картине Вероккио «Крещение Христа», «Мадонна в скалах», экспериментирует с фоном, создает сфумато (прием светотеневой корректировки), «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делле Грация, «Мона Лиза», 2 центра, 12 лет – губы.

Рафаэль Санти – гармония композиции и колорита, куча мадонн, варианты одного мотива, одной темы, пирамидальная композиция, «Ватиканские стансы» - 4 сферы, богословие «Диспута», философия «Афинская школа», поэзия «Парнас», правосудие «Мудрость, умеренность и сила». «Сикстинская мадонна» - апогей творчества Рафаэля. Потом только портреты.

Микеланджело Буонаротти – скульптор, живописец, архитектор. Первая работа – «Битва кентавров». «Пьета», потолок Сикстинской капеллы, фреска «Страшный суд».

Большое влияние на культуру Ренессанса оказала и Венецианская школа. Чрезвычайно богатый и развитый в культурном отношении город, выгодное положение, торговля со Средиземноморьем. Представителем венецианского направления является Джорджоне (Большой Джорджо). Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.

Особое место в ряду картин занимает произведение на библейский сюжет «Юдифь». Нетипичный портрет женской индивидуальности. Важное место занимает пезаж. Контраст меча с изображением Юдифи.

«Сельский концерт» - 1500-е. Связь с античностью. Совмещение времен.

«спящая Венера» - фантастичекий пейзаж. Не окончена, завершена Тицианом. Идеал единства физической и духовной красоты. Принцип калокагатии.

Тициан

Родился в 1475г. До 1540-х Венеция стабильно развивалась, у Тициана – традиционная манера живописи. После 40-х ощущается смена мировоззрения и манеры живописи. Своеобразная полемика сДжорджоне в картине «Венера Урбинская». Более живой образ, насыщенные краски, конкретная обстановка. В полотне «кающаяся магдалина» прослеживается интерес к состоянию человека. Контраст света и тени, мрачные, напряженные тона.

Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто – «Тайная вечеря» в трактире, соединение вечного и сиюминутного.

Третий этап развития искусства Возрождения – истощение идей и совершенство техники.