Язык живописи — особый язык искусства
Некоторые художники считают, что знание тео- рии живописи вредит им, мешает творить свободно. В самом деле, не пойдут ли научные знания во вред художнику? Не повредят ли они чувственной прелести живописи? Думается, что не повредят.
Ньютон, открыв спектральное разложение све- та, назвал семь основных цветов. Добавился еще восьмой — пурпурный, которого в спектре нет, но который образуется при смешении двух крайних — красного и фиолетового. С тех пор не добавилось ни одного слова, которым бы люди обозначали какой-либо промежуточный чистый цвет. Когда по- надобилось расширить цветовой круг, чтобы ввести в него промежуточные цвета, то они неизменно по- лучали двойное название: желто-оранжевый и т. д. Почему эти цвета не обозначены одним словом? А как назвать промежуточный цвет между желтым и желто-оранжевым? В литературе приводится 128 основных и промежуточных цветов в спектре,
128
которые может различить человек. Наш словарь не располагает терминами для обозначения такого количества цветов. Человек цвета различает, а на- звать их не может. Но это еще не все!
Если число цветовых узоров ограничивается только перестановкой 128 чистых цветов, то коли- чество вариантов достигает 10212. Чтобы обозначить эти цветовые картины, пользуясь словарем в 50 тыс. слов, каждую из них пришлось бы описы- вать при помощи 45 слов. Далее автор показывает, что количество различимых глазом статических картин достигает бесконечно больших величин, и заключает, что мы можем увидеть значительно больше, чем сказать, что невозможно выразить словами все то, что видит глаз, язык неспособен «угнаться за глазом». Тут нужен второй, особый язык — язык искусства.
Палитра Ван Дейка состояла из 9 красок, Де- лакруа— из 23. Современный художник распола- гает набором красок с 70 названиями. Даже при бедной палитре художник может создать на полот- не такое большое количество цветовых тонов и их оттенков, так их сопоставить, что описать их слова- ми не представляется возможным. Разговор худож- ника со зрителем происходит на дословесном (по- засловарном) уровне. Перед картиной зритель пе- реживает те же ощущения, которые он переживал и ранее при созерцании природы, но высказать их не мог, ему недоставало слов. Узнав свои чувства, выраженные художником, зритель бывает потрясен, обрадован, он переживает чувство светлой радости. Не потому ли Леонардо да Винчи ставил живопись на первое место среди искусств?
Чувственная сторона живописи никогда не ум- рет. Потому и нужна человеку живопись, что без нее он обойтись не может.
- Ф. В. Ковалев Золотое сечение в живописи
- Предисловие
- Глава первая
- О золотом сечении
- Творчество человека
- Глава вторая
- Точка зрения
- Композиция пейзажа
- Золотое сечение в линейном построении картины
- Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обратной задачи»
- Геометрический центр картины и линия золотого сечения. Гармонизация формы
- Свет и глаз
- Общий светлотный тон
- Гармония цвета
- Научное и интуитивное в творчестве художника
- Размер картины
- Предмет и цвет
- Рисовать формой, писать колоритом
- Глава пятая
- О колорите
- Язык живописи — особый язык искусства
- Цвет — единичное, колорит — множественное. Психологическая оценка колорита
- Добрая традиция
- Теории живописи — научную основу
- Слово об авторе
- О живописи
- О художнике
- О картине
- О рисунке
- О композиции
- О цвете
- О колорите
- О постановке глаза
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Ковалев Федор Власович