9. Эпилог
Николай Кавасила и Симеон Солунский писали комментарии на литургию, становление которой во всех существенных элементах было уже завершено. С тех пор она изменилась мало. Во всех православных церквах ее служат практически одинаково, с второстепенными вариациями - каждая церковь использует свой национальный литургический язык. Таким образом, она стала одним из факторов, объединяющих автокефальные Церкви в одну семью. Вместе с другими службами она выражает в молитве и богослужении ту веру, которой они все придерживаются; это еще один объединяющий фактор. Как традиция сформулированного отцами IV-XIII вв. вероисповедания считается авторитетным выражением православной веры, так и литургическая традиция, зародившаяся примерно в то же время и определившая тогда основные направления литургии и многое из ее состава, почитается непреходящим стандартом православного богослужения.
Прирожденный консерватизм, все более проявлявшийся в Византийской церкви начиная с VIII в., в полной мере унаследовали отпочковавшиеся от Константинополя славянские церкви. Его усугубляли для них внешние обстоятельства. Начиная с VII в., когда территории древних патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима были завоеваны арабами-мусульманами, все больше православных церквей оказывались под владычеством нехристиан. К моменту падения Константинополя под натиском турок (1453) Восточная Римская империя включала почти одну только столицу. Большая часть юго-восточной Европы уже находилась под Османской империей, а к концу XV в. лишь два римских княжества, Молдавия и Валахия, еще удерживали ненадежную независимость, прежде чем стать данниками Блистательной Порты в Стамбуле. И только на Московской Руси Православная Церковь жила в христианском государстве, которое и само лишь недавно сумело освободиться от двухвекового татаро-монгольского владычества.
Такие исторические обстоятельства возлагали на православные церкви ответственность двоякого свойства. Служа для своих народов носителями христианской традиции, они стали и носителями их национального самосознания, нередко подавляемого иноземными угнетателями. Там, где церковь мало что могла, кроме как молиться в храмах, литургия стала чем-то большим, чем выражением преданности христианской вере. Необходимость сохранить не только христианскую, но и национальную традицию требовала еще более строгого консерватизма во всех аспектах церковной жизни. В Новой истории положение большинства православных изменилось мало. Православная Церковь в России, не успев пожать плоды только что обретенной свободы от имперского контроля и восстановления патриаршества в 1917 г., тут же подпала под господство официально атеистического государства. Меньше одного века продержалась после османского владычества свобода большинства церквей юго-восточной Европы - после Второй мировой войны им пришлось жить в условиях гонений со стороны марксистских государств. Единственная из главных православных церквей, живущая в официально православном государстве, - Элладская. Растущие православные церкви на Западе по большей части все еще крепко привязаны к своим материнским церквам в традиционно православных странах. Их образуют главным образом верующие из этих стран, живущие в диаспоре, плюс небольшое число обращенных из местного населения, и на них часто возлагается миссия хранить и передавать по наследству национальную православную культуру, из которой они происходят.
Неудивительно поэтому, что в православных церквах нет ничего подобного так называемому литургическому движению, столь сильно повлиявшему на богослужебную практику современных церквей Запада. Это движение возникло в результате изменений, происшедших в современном западном христианстве. Изучение истории западнохристианского богослужения выявило, что формы службы и способы ее проведения, ставшие к началу нынешнего века традиционными, сложились под влиянием тенденций, аналогичных тем, какие, как мы видели, действовали в процессе становления православной литургии. Некоторые из основополагающих принципов раннехристианского богослужения, в особенности евхаристического, оказались перегружены и затемнены более поздними наслоениями. В то же время изучение Нового Завета и церковного учения возродило взгляд на Церковь как на сообщество верующих, служащих и свидетельствующих, а не как на клерикальное учреждение, предоставляющее религиозное обслуживание относительно пассивной массе. Тем самым в служении Евхаристии стали видеть особую деятельность, отличающую христианское сообщество, осуществляемую всем народом Божьим - царственным священством - и возложенную на него Богом в крещении. Из этого вытекает активное свидетельство и служение христианского сообщества в жизни мира - то, что один православный автор назвал "Литургией после литургии".
Нельзя сказать, чтобы такое понимание дела, лежащее в основе обновления литургического богослужения в разных подразделениях западнохристианских церквей, было чуждо Православию. В своей книге "Введение в литургическое богословие" о. Александр Шмеман выявляет те тенденции в развитии византийской литургии, которые чем дальше, тем больше делали ее не столько служением всей Церкви, сколько клерикальным актом, направленным на удовлетворение частных религиозных нужд. Критически относится он и к традиции символического толкования литургии, затемнившей собою тот факт, что Евхаристия по сути своей есть таинство. Его анализ становления литургии основан на том же ощущении, которое вдохновляет литургическое движение в церквах Запада. Но условия жизни православных церквей настолько отличны от западных, что у них нет ни возможности, ни также желания реформировать православную службу в том духе обновления, каким живет западное литургическое движение.
Это не значит, однако, что в православном служении литургии никаких изменений не происходит. В России и в других странах, особенно - в диаспоре, многие православные причащаются чаще, отходя от многовековой практики. В Греции ектений между чтением Евангелия и Великим входом теперь, как правило, опускают. В приходских церквах той же Греции литургию обычно служат с постоянно открытыми царскими вратами, а многие храмы там, как и в Соединенных Штатах Америки, изменили иконостас так, что у стоящих в нефе появилась возможность что-то увидеть. Некоторые священники читают хотя бы часть Анафоры вслух, оставляя беззвучными лишь одну-две "тайные" молитвы. Кое-где народ присоединяется к хору в пении Трисвятого, Символа веры, Молитвы Господней и некоторых других. Традиция символического толкования литургии в терминах земной жизни Христа официально не оставлена, как мы видели, в известной мере воплощена в тексте самого обряда. Она все еще присутствует в современных книгах о литургии, но уже в довольно фрагментарном и смягченном виде - похоже, она утрачивает свою былую жизненность. Конечно, этим переменам далеко до того, чтобы называться литургическим движением в западном смысле слова, и христиане Запада, как правило, воспринимают православную литургию как традиционную, консервативную форму евхаристического богослужения.
Впрочем, части христиан именно это и нравится. К консерватизму склонны многие религиозные люди, по крайней мере, в своей религиозной практике. Не все члены Церкви встретили с энтузиазмом быстрый процесс перемен, который происходит на Западе. Литургическое движение, как мы видели в первой главе, способствовало перемещению акцента на определенные аспекты богослужения. Но остаются ведь и другие, важность которых не осознает современная западная мода. В православной литургии, несмотря на ее консерватизм, есть вещи, которым могут поучиться христиане Запада. Некоторые из них присущи всему православному богослужению, а не только литургии.
Прежде всего, для православного храм как таковой носит характер таинства. Запад тоже освящает храмы и выделяет их из всего прочего, но в наше время акцент делается на Церкви как на святом сообществе, а не на храме как святом месте, и это влияет на то, в каких зданиях происходит богослужение. На самом же деле эти два аспекта не обязательно исключают друг друга. Молитвенному богослужению не мешает, а очень помогает, когда входишь в заведомо святое место; легче осознать присутствие Бога и свою общность со святыми. Оно должно быть не убежищем от внешнего мира, а напоминанием о том, что пространственная и временная вселенная будет преобразована благодатью Бога в Его Царство. Реальность этого Царства мы предвкушаем и переживаем в Евхаристии, которую служим в освященном пространстве храма.
В Православной Церкви неотъемлемая составляющая этого пространства - иконы. Через них осуществляется видимое и сакраментальное присутствие Христа, Пречистой Девы Марии, святых и всего домостроительства спасения. Христиане Запада начинают ценить ту роль, которую играют иконы в богослужении и молитве; но им еще предстоит по-настоящему понять всю важность визуальных элементов богослужения. Православное понимание иконы в принципе принадлежит всей Церкви, оно сформулировано Седьмым Вселенским Собором. Но этот собор никогда в полной мере не понимали и не принимали на Западе, а православная иконографическая традиция сохранила много такого, чему могли бы поучиться все христиане.
Зрение - лишь одно из орудий, с помощью которых в православном богослужении человек целиком вовлекается в богослужение и молитву. В этом процессе участвуют все органы чувств, вообще все тело. Перед иконами люди зажигают свечи. Неизменное на всякой службе каждение взывает к обонянию. Через слух проникает и делает свое дело музыка - ведь почти все тексты поют либо произносят нараспев, редко что читают не нараспев. К иконам, облачениям и священным сосудам можно прикасаться и целовать их; людей помазывают елеем; им дают есть освященный хлеб и другую пищу. Тело также участвует в богослужении: люди осеняют себя крестным знамением, кланяются и даже простираются ниц. Этой вовлеченности всего человека и всех его органов чувств христианин Запада может поучиться. Церкви, испытавшие влияние Реформации, традиционно относятся с подозрением к тому, чтобы в поклонение Богу вмешивалось тело и вообще что бы то ни было материальное. Они отделили дух от материи и, делая упор на слове, апеллируют главным образом к разуму, к интеллектуальному восприятию. Недавние богослужебные реформы, охватившие все западные церкви, еще больше выдвинули на первый план словесное и интеллектуальное содержание службы за счет традиционных ее аспектов, которые взывают не к разуму, а к другим сторонам человеческой личности. Сознающий, рассуждающий ум, конечно, должен участвовать в богослужении, но есть еще и чувства, и ощущения, и эмоции, словом - все, что лежит под рассудочной поверхностью, а богослужение призвано вовлекать в свое движение к Богу и пронизывать освящающей Божьей благодатью всего человека, целиком.
Каждая личность, участвуя в богослужении, входит в определенные взаимоотношения с другими личностями. Евхаристию служит народ Божий, а не собрание индивидуумов, никак не связанных друг с другом. Очень важно, чтобы отношение человека к сообществу понималось правильно. Интересно и, может быть, немаловажно одно отличие между православными и западными прихожанами. Реагируя на индивидуализм, считающийся характерной чертой западного христианства последних веков, западные церкви старательно подчеркивают корпоративную природу Церкви и богослужения. Очень может быть, что здесь кроется опасность - отдельных людей принуждают к излишней согласованности. Православные не раз отмечали, как регламентированы и организованы прихожане Запада, располагаясь в своих храмах на скамьях или стульях четкими рядами. Обычай требует, чтобы они одновременно делали одно и то же. При этом, однако, внешняя упорядоченность отнюдь не устраняет внутреннего индивидуализма. Точно так же известная свобода, предоставляемая православным прихожанам хотя бы тем, что у них нет скамей и рядов, не уничтожает чувство сообщества. Открытое и свободное пространство нефа позволяет молящимся стоять где они хотят, становиться на колени или класть земные поклоны, передвигаться по церкви, зажигать свечи, прикладываться к иконам. В рамках традиции, довольно строго предписывающей, как должны вести себя все присутствующие в храме, им предоставляется удивляющая западных христиан степень личной свободы. Может быть, в этом отражается более сбалансированный взгляд на взаимоотношения отдельных личностей в христианском сообществе, чем тот, которого достигли западные Церкви. Церковь - не собрание отдельных индивидуумов и не коллектив, в котором отдельная личность подчинена целому. Это - сообщество личностей, поддерживающее каждую личность в ее христианской жизни и поддерживаемое каждой личностью, вносящей в него свою лепту. Может статься, Православная Церковь, не испытавшая западного индивидуализма, а значит - и реакции на него, поможет западным Церквам найти здесь правильный баланс.
Тут же возникает вопрос об участии прихожан в богослужении. Как правило, на православной литургии причащается совсем немного народу, а большая часть службы, если не вся, поется клиром и певчими. Для современных западных христиан это значит, что православные практически не участвуют в литургии - они лишь пассивные наблюдатели клерикального обряда. Такая оценка, пожалуй, чересчур поверхностна. Противоположное "активному" не обязательно пассивно; участвовать в богослужении можно и созерцательно, наподобие того, как в англиканской традиции поют вечернюю молитву. В литургии и других православных службах есть нечто созерцательное, и тут христиане Запада тоже могут кое-чему поучиться. Современное западное богослужение иногда настолько активно, что может показаться суетливым и даже сбивать с толку. Литургическая молитва перемежается указаниями сесть, встать, преклонить колени. Течение службы прерывается, когда объявляют номера страниц, гимнов и молитв. Цель, конечно, благая - полное участие в службе всех собравшихся; но иногда это может и раздражать, не говоря о том, что теряется молитвенное настроение. В обновленных службах предусматривается и молчание, но моменты эти не обозначаются и не всегда используются для молитвы. Может быть, в суетливом, переполненном активностью мире христианам нужно несуетливое, не очень активное богослужение? Может быть, созерцательность православного богослужения придала бы Западу то измерение, которого у него не было или которое, хотя и есть, может легко утратиться?
Если западные христиане войдут в православный храм и поучаствуют в литургии, они получат то, что редко получают в рамках своих традиций. Эта форма христианского богослужения сложилась, как и их собственная, в конкретных культурных и исторических обстоятельствах, и само богослужение - не менее христианское, чем у них. Все больше христиан понимает, что у каждой из традиций в рамках Церкви Христовой есть чем поделиться с остальными, и каждая нуждается в чем-то, что есть у других. Православная Церковь сознает первостепенность богослужения в христианской жизни, и это само по себе необходимо для всех. Было бы удивительно, если бы христиане Запада не нашли в православном богослужении - особенно в сердце церковной молитвы, в литургии - ничего, достойного подражания.
- Православные храмы Òîì 1 идея и образ
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2. Христианский храм:
- 3. Храм как символ:
- 4. История христианского храма, традиция и канон:
- Храм - место священное
- Храм - место особого присутствия Божия
- Храм Божий - место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Прообраз храма Божия - эдемский рай
- Храм Божий - воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме Молитва перед входом в церковь
- Молитва по входе в церковь
- 1. Творения святых отцов
- 1.1. Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец
- 1.2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I
- Глава II. (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными)
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I. (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых)
- Глава III. (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV. (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V. (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- О поклонении на восток
- Об иконах
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- Энарксис
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. "Книга о храме"
- О святом храме и освящении его
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100. Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все - Христос
- 101. Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103. Что такое горнее место и его ступени?
- 104. Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105. Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106. О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107. О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108. Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109. Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121. О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122. Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов - в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX - первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле (По словам о. Иоанна Кронштадтского)
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая скрижаль,
- § 4. Прообразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II. О главнейших частях церкви
- § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III. О святом престоле и его принадлежностях
- § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V. О горнем месте и сопрестолии
- § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI. Об иконостасе, солее и амвоне
- § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- Иконы в иконостасе
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях
- § 1. Двери царские и святые
- Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиаме
- § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся
- § 1. Притвор и паперть
- Завеса в западных дверях
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии
- 2.1.9. Священник а.Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение
- 2.1.10. Священник а.Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина
- 2.1.11. Священник и.Святославский. Записки для чтения о храме
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого ряда стенной живописи
- Начало второго ряда
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого рада
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. "Войду в дом Твой"
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр. Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина - проповеди. О беседе с самарянкой
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию
- 2.2.8. Протопресвитер а.Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы
- Õðàì è ãðàä
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в.Иванов. Духовные основы церковного искусства
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев. К вопросу о восстановлении памятников церковной культуры в наши дни
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя. Православный храм
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I-III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский* и. О храме и частях его. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии
- О храме и о частях его Что есть храм и какие имеет части?
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- 3.1.1.6. Салько а.М. Руководство к устройству каменных и деревянных церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI-XVII вв.
- 3.1.2.3. Вагнер г.К. Византийский храм как образ мира
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры
- Павел Силенциарий и его стихотворное описание Константинопольской Софии
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в.
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX-XI веков Первые храмы Киевской Руси IX - первой половины XI века
- Монастырские храмы второй половины XI века
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII-XV веков
- Храмостроительство в юго-западной Руси
- Храмостроительство во Владимиро-Суздальском княжестве
- Храмостроительство в Новгородско-Псковской земле
- Храмостроительство в Тверском и раннемосковском княжествах
- Храмостроительство в западной Руси и Литве XIV-XVI веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве середины XV-XVI вв. Москва - третий Рим
- Кремлевские храмы
- Шатровые храмы XVI века
- Инославные влияния в Русской Церкви
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке Храмостроительство "послесмутного" времени начала XVII века
- Храмостроительная деятельность Святейшего Патриарха Никона
- Построение монастырских ансамблей XVII века
- Обмирщение храмового зодчества второй половины XVII века
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве XVIII-начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX-начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- I - праотеческий ряд; II - пророческий ряд; III - праздничный ряд; IV - деисусный ряд; V - местный ряд
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида - основные формообразующие символы православного храма
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс - развитие русских монастырей
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма
- 3.2. Зарубежные авторы
- 3.2.1. Геллей Генри. Русский библейский справочник (скиния, храм, Откровение)
- Божьи храмы
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Òðè çîíû
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния. Иерусалимский храм)
- Иерусалимский храм
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содереггер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния)
- Двор скинии - дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции Обстановка Евхаристии
- Рождение иконографии
- 3. IV â. Возвышение Константинополя
- Обстановка литургии
- Имперские влияния в иконографии
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- Константинопольские храмы
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника
- Тайноводство Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания
- Литургия в IX в.
- Церковная история Германа Константинопольского
- 7. Византийская литургия в XI в.
- Храм и его убранство
- "Сокрытие тайн"
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- Обстановка литургии
- Становление иконостаса
- Убранство храма
- Литургия в XIV в.
- Толкование литургии
- Симеон Солунский
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Тематический указатель
- Библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Иллюстративный материал