Творчество и биография
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом, одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой семьи.
В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.
Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 20 лет он на 2 года уходит служить во флот. В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.
В 1873 году Гоген женился. Его избранницей оказалась датчанка Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби — живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать.
Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.
В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.
В 1886—1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. Гоген впервые отправился туда в 1886 г ., отчасти для того, чтобы избавиться от Парижа и окунуться в более непосредственную атмосферу, отчасти чтобы развеять „грусть", как он выражался, и обрести желанный покой и одиночество, а кроме того и по причине чисто практической — жизнь в Бретани была дешевле, чем где бы то ни было.[2]
Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 г . вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, заставил совершить в творчестве мастера эволюцию. В композициях его стали заметны японские влияния, и на его полотнах начали появляться большие и сравнительно единообразные пространства, особенно когда он включал в свои пейзажи темно-синий океан.[2]
В 1887—1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишетпейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью.
В честь Гогена назван кратер на Меркурии[3].
О последних годах жизни Гогена был снят фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге».
Группа «Наби́» (фр. Nabis от др.-евр. נביא — «пророк», «избранный») — французская художественная группа, основана Полем Серюзье, существовала в Париже в 1890—1905 годах. Набиды, наравне с импрессионистами, представляли собой одно из главных направлений в искусства конца XIX — начала XX веков.
В группу входили такие люди как Морис Дени, Пьер Боннар, Поль Рансон, Аристид Майоль, Феликс Валлотон, Кер-Ксавье Руссель, Жан Эдуар Вюйар, Поль Серюзье и другие.
Художники-набиды создали своеобразный вариант стиля «модерн» под влиянием Поля Гогена и понт-авенской школы. Их творчество близко литературному символизму и характеризуется главенством цветового начала, декоративной обобщенностью форм, мягкой музыкальностью ритмов, плоскостной стилизацией мотивов искусства разных народов: французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивистов.
Произведениям Серюзье, Дени, Русселя характерны религиозно-мистические настроения в то время как работы Боннара и Вюйяра имеют интимно-лирический строй образов.
25
- Імпресіонізм в скульптурі
- Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne) — французский художник, яркий представитель постимпрессионизма. Произведения
- Индивидуальность
- Ранние работы
- Пейзажи Сезанна
- Стиль Сезанна
- Итоги творчества Сезанна
- Характеристика
- Дадаизм в изобразительном искусстве
- Баухаус
- Живопись стиля модерн.
- Художественное наследие и стиль
- Перші виставки
- На шляху до символізму і модернізм
- Венский сецессион
- Золотой период»
- Последние годы
- Детство
- Молодые годы
- Разрыв с сюрреалистами
- Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
- Средние и пожилые годы
- Последние годы
- Становление
- ИзвестнОсть
- Становление как художника
- Последние годы. Творческий расцвет
- Творчество и биография
- Модернистские течения в искусстве
- Представители дадаизма
- Возвращение к живописи и Первая мировая война
- Творчество
- Творчество
- 1862 – 1873 Выбор жанров
- 1874 – 1882 Борьба за признание
- 1883 – 1890 «Энгровский период»
- 1891 – 1902 «Перламутровый период»
- 1903 – 1919 «Красный период»