Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»).
Ведущие принципы реализма 19-29 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания).
Среди крупнейших представителей правдивого изобразительного искусства 19-20 вв. были Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков.
Определим, что целью данного реферата является рассмотрение и изучение реализма в искусстве.
Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).
По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике — это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В современной социологии — две противоборствующие концепции натурализма: а) концепция, основанная на идее признания физических или биологических факторов в качестве основных образующих сил в истории, в развитии общества; б) концепция, основанная на идее признания социального природным — так называемой «третьей природой», развившейся из физической природы и биологической природы, но не сводящейся к ним. Первая концепция натурализма в социологии сводит социальные феномены к биологическим или физическим (редукционизм). Вторая концепция натурализма в социологии, будучи развитием идей Эмиля Дюркгейма, положена в основу теории социального натурализма, развиваемой украинским ученым А. Н. Костенко.
- Предмет, цели, задачи культурологии.
- Понятие, свойства, ценностная природа культуры.
- Структура культуры.
- Основные функции культуры.
- Культурогенез основные подходы и понятия.
- Типология культур.
- Теории культурно-исторических типов (локальных цивилизаций): н. Данилевский, о. Шпенглер, а. Тойнби.
- Эволюционистское направление в культурологии (э. Тайлор, г. Спенсер, л. Уайт и др.).
- Историко-культурологические идеи к. Ясперса. Теория «осевого времени».
- Языки культуры формы, классификация.
- Соотношение понятий культура и цивилизация.
- Культура и религия.
- Культура первобытного общества.
- Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
- Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
- Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
- Даосизм: теория и практика.
- Роль конфуцианства в культуре Китая.
- Особенности миропонимания человека Античности.
- Специфика социокультурного развития древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
- Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
- Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
- Романский стиль и готика в средневековой Европе.
- Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
- Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
- Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
- Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
- Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
- Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
- Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, Крещение Руси как переломный момент её истории).
- Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
- Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
- Отечественные мыслители 19 в. В поисках «русской идеи» (а. Герцен, п. Чаадаев, н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»). Западничество
- 1) Сущность и основные идеи
- Славянофильство
- 1) Сущность и основные идеи
- «Серебряный век» русской культуры.
- Особенности социалистической культуры.
- Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
- «Восток-Запад» проблема диалога.
- Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.