logo search
Библейские сюжеты для печати 1

Введение

Учебная дисциплина «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве» разработана в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 020900 – Искусствоведение, что позволяет достичь необходимого уровня подготовки студентов высших учебных заведений, предусмотренного государственным образовательным стандартом.

Учебная дисциплина предназначена для студентов-искусствоведов третьего курса. Он посвящен проблемам иконографии христианского искусства.

Цель– научить студентов ориентироваться в иконографии западного и восточного христианского искусства. Достижение этой цели связано с решением следующихзадач:

1.изучение литературных источников иконографии (Библии, апокрифов, легенд, гимнографии, основных моментов литургического действа и т.п.);

2.изучение иконографии основных библейских образов и сюжетов, нашедших отражение в искусстве;

3.изучение иконографии изображения святых западной и восточной церквей как неотъемлемого раздела христианского искусства;

4.сравнительное изучение иконографии библейских образов и сюжетов в западном и восточном христианском искусстве.

Требования к уровню освоения программы:

Специалистдолжен:

  1. знать историю и хронологию искусства изучаемого периода, важнейшие художественные памятники и мастеров;

  2. владеть методикой решения общетеоретических проблем в рамках данного курса;

  3. знать основные проблемы, поставленные художественной критикой при изучении искусства данного периода, и видеть их связь с общими проблемами дисциплины, выстроить целостную систему знания;

  4. иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в художественной жизни изучаемого приода;

  5. знать и правильно использовать профессиональную лексику;

  6. знать основную библиографию по данному курсу;

  7. понимать сущность и социальную значимость проблем, поставленных в рамках курса;

  8. обладать углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации.

  9. владеть необходимыми навыками и приеиами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;

  10. знать содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в данной области искусства;

  11. знать содержание общей концепции данной культурно-исторической эпохи;

  12. понимать систему взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;

В ходе решения поставленных задач у специалиста должны быть сформированы следующие умения и навыки:

  1. навыки анализа композиционной, колористической, светотеневой, пространственной систем живописного произведения в контексте его стилистической принадлежности;

2. умение использовать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук для научного анализа проблем и процессов художественной жизни изучаемого периода

  1. умение определять особенности индивидуальной манеры мастера, его принадлежность к национальной художественной школе;

  2. умение самостоятельно анализировать художественные процессы и правильно (логично) оформить результаты анализа в письменной и устной речи;

  3. умение использовать литературу на иностранном языке;

  4. научно организовывать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знать и использовать достижения информатики в данной области;

  5. уметь планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

  6. применять компьютерные технологии для подготовки к учебным занятиям;

  7. навыки атрибуции произведения искусства. 9. умение применять полученные знания в практической деятельности;

10.умение дать этическую характеристику художественного процесса;

11.уметь приобретать новые знания самостоятельно, используя современные образовательные технологии;

12. уметь поставить цель и реализовать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решений методы искусствоведческой науки;

13. должен быть способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования художественных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

14. знать основы педагогической деятельности и управления;

15. быть методически и психологически готов к изменению вида и характера деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

16. владеть общей и частной методиками в профессиональной сфере;

17. обладать необходимыми знаниями в области библиографии;

18. владеть современной методикой и методами решения профессиональных задач;

19. способен формировать собстсвенные исследовательские программы

20. владеть навыками историографического и библиографического анализа;

21. уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;

22. уметь использовать современные методы искусствоведческого анализа для решения фундаментальных и прикладных проблем в рамках данного курса;

23. применять методы смежных гуманитарных и естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики в рамках данного курса;

24. владеть методикой самостоятельной обработки информации и использовать ее в решении профессиональных задач;

25. владеть принципами классификации художественных культур;

26.владеть знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;

27.уметь использовать методы и приемы практической работы в решении прикладных задач.

28. умения определять сюжет и основные персонажи в произведении искусства, посвященного библейской теме;

29. умения атрибутировать произведение искусства, исходя не только из его стилистических особенностей, но и из особенностей иконографии библейского сюжета;

30. навыков иконографического и специально-искусствоведческого анализа произведений искусства:

31. навыков сравнительно-иконографического анализа;

32. навыков описания и анализа памятников изобразительного искусства.

Бакалавр должен :

1. знать историю искусства изучаемого периода;

2. иметь глубокие знание о типе изучаемой художественной культуры, закономерностях ее функционирования и развития;

3. знать общую концепцию данной культурно-исторической эпохи;

4. знать особенности данного типа культуры, ее место в истории мировой художественной культуры;

В ходе решения поставленных задач у бакалавра должны быть сформированы следующие умения и навыки:

1. владеть навыками историографического и библиографического анализа;

2. применять достижения смежных гуманитарных и естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем в рамках данного курса;

3.применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;

4.уметь использовать методы и приемы практической работы в решении прикладных задач.

5. умения определять сюжет и основные персонажи в произведении искусства, посвященного библейской теме;

6. умения атрибутировать произведение искусства, исходя не только из его стилистических особенностей, но и особенностей иконографии библейского сюжета;

7. навыков иконографического и специально-искусствоведческого анализа произведений искусства:

8. навыков сравнительно-иконографического анализа;

9. навыков описания и анализа памятников изобразительного искусства.

Данный курс рассчитан на определенные хронологические рамки и охватывает в основном период от раннехристианского искусства до искусства нового времени (IV–XVIIвв.). Тем не менее, ряд тем семинарских занятий выходят за эти пределы. В частности рассматривается изображение библейских сюжетов в творчестве русских художников ХIХ века, а также в творчестве современных художников.

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, практические задания, контрольные работы

Материально-техническое оснащение:компьютер, видеоприставка, набор видеофильмов и компьютерных дисков.

Формы контроля успеваемости и знаний студентов:текущая, промежуточная и итоговая аттестация, экзамен.

Средства контроля: рефераты, контрольные работы, словарные диктанты, анализ визуального ряда, семинарские занятия, тест.