Введение
Учебная дисциплина «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве» разработана в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 020900 – Искусствоведение, что позволяет достичь необходимого уровня подготовки студентов высших учебных заведений, предусмотренного государственным образовательным стандартом.
Учебная дисциплина предназначена для студентов-искусствоведов третьего курса. Он посвящен проблемам иконографии христианского искусства.
Цель– научить студентов ориентироваться в иконографии западного и восточного христианского искусства. Достижение этой цели связано с решением следующихзадач:
1.изучение литературных источников иконографии (Библии, апокрифов, легенд, гимнографии, основных моментов литургического действа и т.п.);
2.изучение иконографии основных библейских образов и сюжетов, нашедших отражение в искусстве;
3.изучение иконографии изображения святых западной и восточной церквей как неотъемлемого раздела христианского искусства;
4.сравнительное изучение иконографии библейских образов и сюжетов в западном и восточном христианском искусстве.
Требования к уровню освоения программы:
Специалистдолжен:
знать историю и хронологию искусства изучаемого периода, важнейшие художественные памятники и мастеров;
владеть методикой решения общетеоретических проблем в рамках данного курса;
знать основные проблемы, поставленные художественной критикой при изучении искусства данного периода, и видеть их связь с общими проблемами дисциплины, выстроить целостную систему знания;
иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в художественной жизни изучаемого приода;
знать и правильно использовать профессиональную лексику;
знать основную библиографию по данному курсу;
понимать сущность и социальную значимость проблем, поставленных в рамках курса;
обладать углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации.
владеть необходимыми навыками и приеиами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
знать содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в данной области искусства;
знать содержание общей концепции данной культурно-исторической эпохи;
понимать систему взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;
В ходе решения поставленных задач у специалиста должны быть сформированы следующие умения и навыки:
навыки анализа композиционной, колористической, светотеневой, пространственной систем живописного произведения в контексте его стилистической принадлежности;
2. умение использовать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук для научного анализа проблем и процессов художественной жизни изучаемого периода
умение определять особенности индивидуальной манеры мастера, его принадлежность к национальной художественной школе;
умение самостоятельно анализировать художественные процессы и правильно (логично) оформить результаты анализа в письменной и устной речи;
умение использовать литературу на иностранном языке;
научно организовывать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знать и использовать достижения информатики в данной области;
уметь планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
применять компьютерные технологии для подготовки к учебным занятиям;
навыки атрибуции произведения искусства. 9. умение применять полученные знания в практической деятельности;
10.умение дать этическую характеристику художественного процесса;
11.уметь приобретать новые знания самостоятельно, используя современные образовательные технологии;
12. уметь поставить цель и реализовать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решений методы искусствоведческой науки;
13. должен быть способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования художественных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
14. знать основы педагогической деятельности и управления;
15. быть методически и психологически готов к изменению вида и характера деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
16. владеть общей и частной методиками в профессиональной сфере;
17. обладать необходимыми знаниями в области библиографии;
18. владеть современной методикой и методами решения профессиональных задач;
19. способен формировать собстсвенные исследовательские программы
20. владеть навыками историографического и библиографического анализа;
21. уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;
22. уметь использовать современные методы искусствоведческого анализа для решения фундаментальных и прикладных проблем в рамках данного курса;
23. применять методы смежных гуманитарных и естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики в рамках данного курса;
24. владеть методикой самостоятельной обработки информации и использовать ее в решении профессиональных задач;
25. владеть принципами классификации художественных культур;
26.владеть знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
27.уметь использовать методы и приемы практической работы в решении прикладных задач.
28. умения определять сюжет и основные персонажи в произведении искусства, посвященного библейской теме;
29. умения атрибутировать произведение искусства, исходя не только из его стилистических особенностей, но и из особенностей иконографии библейского сюжета;
30. навыков иконографического и специально-искусствоведческого анализа произведений искусства:
31. навыков сравнительно-иконографического анализа;
32. навыков описания и анализа памятников изобразительного искусства.
Бакалавр должен :
1. знать историю искусства изучаемого периода;
2. иметь глубокие знание о типе изучаемой художественной культуры, закономерностях ее функционирования и развития;
3. знать общую концепцию данной культурно-исторической эпохи;
4. знать особенности данного типа культуры, ее место в истории мировой художественной культуры;
В ходе решения поставленных задач у бакалавра должны быть сформированы следующие умения и навыки:
1. владеть навыками историографического и библиографического анализа;
2. применять достижения смежных гуманитарных и естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем в рамках данного курса;
3.применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;
4.уметь использовать методы и приемы практической работы в решении прикладных задач.
5. умения определять сюжет и основные персонажи в произведении искусства, посвященного библейской теме;
6. умения атрибутировать произведение искусства, исходя не только из его стилистических особенностей, но и особенностей иконографии библейского сюжета;
7. навыков иконографического и специально-искусствоведческого анализа произведений искусства:
8. навыков сравнительно-иконографического анализа;
9. навыков описания и анализа памятников изобразительного искусства.
Данный курс рассчитан на определенные хронологические рамки и охватывает в основном период от раннехристианского искусства до искусства нового времени (IV–XVIIвв.). Тем не менее, ряд тем семинарских занятий выходят за эти пределы. В частности рассматривается изображение библейских сюжетов в творчестве русских художников ХIХ века, а также в творчестве современных художников.
Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, практические задания, контрольные работы
Материально-техническое оснащение:компьютер, видеоприставка, набор видеофильмов и компьютерных дисков.
Формы контроля успеваемости и знаний студентов:текущая, промежуточная и итоговая аттестация, экзамен.
Средства контроля: рефераты, контрольные работы, словарные диктанты, анализ визуального ряда, семинарские занятия, тест.
- Библейские сюжеты в изобразительном искусстве
- Введение
- Учебно-тематический план курса
- Основное содержание
- Раздел 1: Образы и сюжеты книг Ветхого Завета в изобразительном искусстве.
- 1.Образы и сюжеты книг Ветхого Завета в искусстве
- Раздел 2.Образы и сюжеты книг Нового Завета в искусстве
- 1.Иконография образа Иисуса Христа.
- 2. Иконография образа Богоматери
- 4.Изображение небесных сил
- 5.Иконография евангельских событий
- Сюжеты страстного цикла.
- Раздел 3.Иконография образов христианских святых
- Контрольные вопросы к темам основных разделов и литература
- Раздел 1. Образы и сюжеты книг Ветхого Завета в изобразительном искусстве.
- Раздел 2.Образы и сюжеты книг Нового Завета.
- 1.Иконография образа Иисуса Христа
- 2.Иконография Богоматери
- 3.Иконография христианской Троицы
- 4.Иконография небесных сил
- 5.Иконография евангельских событий
- Раздел 3. Иконография образов христианских святых
- Практические занятия
- Тема 1. Иконография образа Богоматери.
- Тема 2. Изображение небесных сил в искусстве.
- Раздел 3.
- Тема 3. Иконография образов православных святых
- Раздел 4.
- Тема 4. Образы и сюжеты Ветхого и Нового Заветов в средневековом искусстве Западной Европы
- Тема 5. Образы и сюжеты Ветхого и Нового Заветов в живописи эпохи Возрождения
- Тема 6: Образы и сюжеты Библии в искусстве Барокко и Классицизма
- Тема 8. Образы и сюжеты Библии в творчестве художников России х1х – начала хх вв.
- Тема 7. Библейские образы и сюжеты в современном искусстве
- Перечень контрольных работ:
- Темы и задания для самостоятельной работы
- Контрольные вопросы к зачету
- Литература Источники
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Видеоматериалы и материалы на электронных носителях.
- Православная икона. Москва, ооо «ДиректМедиа Паблишинг», 2004 новый завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства Майкапар а.Е.